Свидетели старины сибирской казачьей станицы

Виниченко С.Н.
.
     19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту хану младшего Жуза Абулхаиру и «всему казахскому народу» о принятии его в российское подданство. С этого времени казахско-русские отношения значительно улучшились и этому попытались воспрепятствовать основной противник казахов на востоке джунгарский правитель хунтайджи Галдан Церен – сосредоточивший в местах соприкосновения с казахскими кочевьями и русскими крепостями свыше 20 тысяч войска. Сдержало продвижение джунгар то, что они встретили сильное противодействие со стороны многих старшин Среднего Жуза. Влиятельный султан Барак отклонил предложение Галдан Церена, а русское командование перевело на реки Ишим и Иртыш значительные силы. Таким образом попытка джунгар оторвать Средний Жуз от России потерпела провал. Учитывая опасность со стороны южных границ, в середине XVIII века царское правительство строило линии военных укреплений вдоль границы со степью. Начало их строительству положили линии военных укреплений на реке Яик (совр.Урал). Яицкая линия была соединена с Оренбургом и Орском. В 1739 году известный русский историк В.Н. Татищев, будучи губернатором города Оренбурга, послал в Кабинет Министров «представления  свои, из коих главнейшие – провести линию вверх по Яику до Верхняицкой пристани, а оттуда по реки Ую  до Царева городища. На линии сей поселить гарнизонные и ландмилицкие полки»[ 8,с.67 ].
     Идея строительства новой линии укреплений возникла ещё в 40-х годах 18 века. Уже в 1742г. Оренбургский губернатор Неплюев послал прапорщика геодезии Куроедова описать местность от реки Тобол до Чернолуцкой слободы на Иртыше. В 1743г. в Шадринске Неплюевым и сибирским губернатором Сухарёвым обсуждался вопрос о постройке новой линии крепостей.  Проводился ряд осмотров и описаний между Тоболом и Иртышом. Предполагалось построить ряд крепостей, редутов и маяков, между которыми учредить разъезды, а земляного вала во избежание значительных затрат не строить.
      Строительство укреплений началось 22 июня 1752г. Руководил строительством бригадир Иван Крафт. Главное наблюдение поручалось инженер-поручику Борисову, которому предписывалось заложить и строить крепости, редуты и маяки «точно смотря, чтоб та линия против карты была пряма», чтобы крепости и редуты были заложены «в пристойных, крепких и близ воды и на высоких местах»[3,с.86].
      Главный архитектурный  памятник нашего села Свято – Никольская церковь.  Храм  имеет  два  придела, тесно  поставленных  вокруг  центрального  столповидного  здания.  Церковь  всегда  была  побелена  и  покрыта  железом.
      12 мая 1766 года командиру сибирского корпуса доставлена грамота от Тобольской духовной консистории о том что в Пресногорьковской крепости необходимо построить церковь [7,с.227]. В 1804 году строительство было завершено, церковь «имела два придела – во имя святого Николая Чудотворца и Казанской Божьей матери, летний и зимний, вокруг церковь была обнесена забором». Храм был построен на самом высоком месте и был виден издалека. Как утверждают источники, прихожан было много, люди приходили из окрестных деревень. Особенно много их собиралось на праздник Покрова Святой Богородицы 14 октября. Этот день был престольным праздником сибирских казаков.
Заключение.
Проект создан с целью пробуждения интереса со стороны молодежи к историческому прошлому нашего края. Очевидна прямая связь между изучением истории родного края и чувством гордости за  свое Отечество. Эта связь у человека, оказавшегося за пределами своей Родины, вызывает некую душевную болезнь, называемую «ностальгией». Его тянет туда, где прошло детство, но зачастую, на Родине он редко находит то , о чем помнил — старые дома снесены, сгорели, канули в забвение. Всё  меньше  остаётся  на  наших  улицах  немых  свидетелей  старины.   У  каждого  из  них  своя  судьба, единственная и неповторимая. Многие дома живут дольше людей, но они всегда несут в себе незримый отпечаток, эффект присутствия их бывших хозяев, которые десятки лет назад покинули их – изгнанные, расстрелянные, раздавленные страшной гражданской войной.   Меньше всего известны те, кто  строил   эти  дома,  жил  в  них.   Исторические памятники вовсе не безмолвны. Они не только стоят, они живут в нашем сознании. Они борются и защищают, утверждают истину и зовут на её поиск. Они вызывают к себе определённое отношение.
Список использованной литературы.
  1. Виниченко С.Н. Пресногорьковка.Страницы истории.-Костанай: 2008.-208с.
  2. Виниченко С.Н. Пресногорьковские были.  — Костанай: «Костанайполиграфия», 2007.-258с.
3.Виниченко С.Н.Живая старина Пресногорьковской линии.- Курган.,2012.
4.Виниченко С.Н. Материалы для истории Горькой линии и станицы Пресногорьковской – Петропавловск: 1989. – 28с.
5.Виниченко С.Н.Исход.-Курган,2012.-248с.
6.Виниченко С.Н. Листая старые страницы.-Курган,2014.-256 с.
7.Голошубин И. Омская епархия. — Омск.1914.-865с.
8.Пушкин А.С. О Татищеве. — Москва.,1978.-325с.
9.Фальк И.Полное собрание ученых путешествий по России. Записки акад. Фалька.-т.4,СПб.,1881.