Этнокультурное образование и наука в современном Казахстане: Тенденции и перспективы

Несипбаева Жибек Жумабековна

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

.

.

В современном мире для построения целостной картины истории Казахстана, необходимо, прежде всего, используя специфику и методику междисциплинарных наук в совокупности акцентировать внимание, на развитии этнокультурной истории государства. Для этого нужно: во-первых,, изучить исторические предпосылки развития культуры этносов Казахстана, а так же историю формирования этнокультурных объединений в различных регионах страны в период независимости. Модель межэтнического согласия в Казахстане сегодня привлекает мировое сообщество и постсоветские страны. Между тем, история становления национальных культурных центров и культурные процессы в среде этносов Казахстана являются главными факторами, определяющими мирное сосуществование народов нашей республики. Поэтому при изучении здесь будет необходимо использовать методы не только исторические, но и этнокультурные; во-вторыхл выявить приоритетные аспекты и перспективы развития межэтнических культурных процессов в пределах рассматриваемого географического пространства. В связи с этим необходимо пополнить знания о евразийском культурном наследии. Всестороннее изучение этого наследия — наиболее актуальная проблема для современной гуманитарной науки. Здесь, прежде всего, нужно учесть и специфику геополитических процессов, и особенности межрегиональных интеграционных моделей и развитие внутренних этнических процессов; в-третьих, исследовать современные этнокультурные и этнопсихологические условия развития казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования, а так же роль казахского этноса в современных модернизационных процессах [1]. Здесь необходимо учесть и этническое воспитание казахского народа, и его способность к адаптации инновационных изменений и мн. др. Для анализа этих моментов так же следует использовать методологию разнопланового характера общеисторические, философские, этнокультурные. Тем более если учесть, что вопрос этнического воспитания сегодня наиболее актуален. Казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки, по мнению ученого, но объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, она выступает как интегративная отрасль знания [1].

         Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. Поэтому основными принципами современной исторической науки должны стать, следующие направления: 1) создание всевозможных условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур; 2) ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; 3) воспитание поликультурной личности; 4) реализация модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к государству [2].         Необходимой предпосылкой становления в Казахстане системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства. Под этнокультурным пространством подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей. Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой -отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование. Этнокультурное образовательное пространство — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно с точки зрения структуры должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: институциональные (школы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальные (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.) [2]. Вообще, один из преподавателей г. Петропавловска Н. М. Фоменко правильно отмечает, что переход к системе этнокультурного образования не одномоментный акт, а длительный процесс, имеющий свои этапы. Он выделяет три основных этапа переориентации системы образования, охватывающих длительную перспективу с учетом социально-экономических и демографических реалий. На первом этапе, подготовительном, надо будет создать все предварительные условия для формирования этнокультурного образовательного пространства. Это — разработка законодательных актов по обеспечению культурных свобод и прав, по охране культурно-исторического наследия этносов Казахстана. На втором этапе должно стать введение двуязычного образования в школах, во внеинституциональном обучении. Предстоит начать подготовку специалистов по многоязычному обучению в педагогических колледжах, институтах и университетах. Уделить особое внимание выпуску специалистов, преподающих на государственном языке. И на третьем, заключительном, этапе необходимо завершить работу по подготовке экспериментальных и типовых учебников, учебных пособий и справочников, терминологических словарей на национальных языках [2].

         Для решения данных проблем и осуществления поставленных целей необходимо, прежде всего, провести комплексное исследование по методологической проблематике. В целях осуществления данных направлений повсеместно предпринимаются различные мероприятия. Например, 19 декабря 2011 г. в г. Астане в Доме Мажилиса был проведен круглый стол на тему «Этнокультурное образование в Казахстане». В обсуждении этой проблемы участвовали вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко, председатель Комитета по социально-культурному развитию Динара Нукетаева, депутаты группы «Жаца Казакстан», представители профессорско-преподавательского состава вузов страны, министерства образования и науки РК, члены Совета Ассамблеи народа Казахстана, руководители учреждений образования. Открывая заседание, руководитель депутатской группы «Жана Казакстан» Кайрат Садвакасов отметил, что главной целью круглого стола является определение совместно с государственными органами, Ассамблеей народа Казахстана, этнокультурными объединениями концепции и механизмов удовлетворения этнокультурных образовательных запросов населения с учетом современных условий развития казахстанского общества. В частности, он отметил, что в широком понимании этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности, формирование поликультурной личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей казахстанского общества и мировой культуры. И для достижения целей этнокультурного образования он предложил создать этнокультурное образовательное пространство [3]. В итоге данного мероприятия было решено выполнить следующие пункты поставленных задач: 1) в целях комплексного изучения вопросов этноса населения создать республиканский научно-практический центр; 2) включить в государственный заказ Министерства культуры и информации Республики Казахстан издание серии книг «Этносы Казахстана»; 3) содействовать этнокультурным объединениям в создании в местах компактного проживания этносов учреждений образования на родном языке, в приобретении учебно-методических материалов на языках этнических меньшинств; 4) создать воскресные школы под названием «Мелд1р бастаулар» или «Тглдер элемЬ>, «Асы.п казына» и др. в местах компактного проживания этнических групп наряду с основным типом школ, для дополнительного изучения государственного и родных языков, национальных культур, традиций, обычаев народа Казахстана; 5) в связи с необходимостью формирования у молодежи этнической идентичности, гражданской интеграции, казахстанского патриотизма и межкультурной коммуникации, а также становления личности как субъекта взаимодействия поколенческих субкультур рекомендовать изучение студентами высших учебных заведений дисциплин «Этнопедагогика», «Этнопсихология» за счет компонента по выбору [3]. Кроме того, один из участников круглого стола депутат Мажилиса Парламента РК Олег Дымов отметил, что еще в 1996 г. в Павлодаре, была открыта первая в республике школа на 500 учащихся, где обучение и воспитание ведется на 12 языках этнических групп. Эффективность работы по удовлетворению этнокультурных образовательных потребностей диаспор

            Казахстана в значительной мере зависит от усилий национально-культурных центров. При многих из них организованы воскресные школы. В прошлом учебном году в стране функционировало 101 национальная школа, 195 лингвистических школ, в которых дети и взрослые обучались 15 родным языкам. Во многих национальных культурных центрах занятия по обучению родному языку ведут преподаватели с исторической родины. В некоторых областях практикуется направление учителей и преподавателей национальных языков на языковую стажировку в страны ближнего и дальнего зарубежья [4].

        Значительное место в этнокультурном развитии занимает не только образовательная, но и научная сфера. Ведь наука является своеобразным двигателем педагогического процесса. В связи с этим необходимо отметить в период с 2012 по 2014 осуществляется реализация Проекта десятитомной «Истории Казахстана» по государственной программе «Еылыми Казына». В рамках данного проекта специалистами НИИ и ВУЗов будет проведено качественно новое концептуальное освещение нашей отечественной истории, опирающееся на новые источники, обнаруженные и изданные в ходе реализации государственной Программы «Культурное наследие». Новые исследования различных периодов отечественной истории, в том числе и новейшего, рассмотрят историческую действительность в широком контексте социального опыта, исторической ментальное™ и общих процессов духовной жизни общества. Историческое развитие будет показано не только с внешней стороны, но и как бы изнутри, с позиций действующих лиц, поскольку профессионализм историка оценивается сегодня с точки зрения владения им теоретико-методологическими знаниями, способствующими вскрытию путем глубинного анализа представлений и верований людей изучаемой им эпохи, и его умением рассмотреть за любым историческим феноменом живую человеческую сущность. Однако это только первый шаг в осуществлении поставленных целей. Необходимо так же как заметил директор Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова X. М. Абжанов, учитывать и развивать потенциал регионов. Ведь исследовательские институты существуют только в Алматы и Астане, почему бы не организовать такие институты во всех регионах Казахстана. Тогда процессы внутри- и внешне регионального развития будут пересмотрены по-другому и выйдут на новый профессиональный уровень.

        Кроме того, одним из сотрудников Института истории и этнологии К. Ш. Алимгазиновым был предложен проект на тему «Социальное взаимодействие в условиях информационной открытости: электронное медийное пространство KZ в исторических контекстах». Предлагаемая тематика исследования отвечает ключевым тезисам положений Послания Президента РК — Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан — 2050: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, в части необходимости модернизации методик преподавания, активного развития онлайн-системы образования, интенсивного внедрения инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему науки и образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн. Фундирующая основой реализации научного проекта заложена в идее Президента РК Н. А. Назарбаева «Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества», выделенная как «главная задача государства». Государственный Секретарь РК, М. Тажин особо акцентирует внимание при этом на то, что сегодня «Казахстан — не изолированный остров в глобальном мире, как часть мира мы будем испытывать на себе все грядущие изменения». Поэтому особенную актуальность сегодня приобретают научные исследования рецептурного характера, ориентированные на долгосрочную перспективу укрепления фундамента открытого гражданского общества в Казахстане. Он отметил, что в условиях растущей вовлеченности казахстанского общества в мировую информационную среду, культура и язык становятся важным условием сохранения идентичности. Исследование новых каналов инфокоммуникации, раскрытие через них механизмов функционирования общественных процессов — вкупе способствуют решению научных задач становления информационного общества в Казахстане. При этом важен анализ трансформации историко-культурного потока национальной идентичности в магистральное русло ее политизации в контексте западной историософской мысли. Инновационность проекта заключается в систематизации научного знания в области информационной политики Казахстана, изучении процессов социальной, культурной трансформации казахстанского общества в условиях информационной открытости; анализе, с позиции историографии и источниковедения как отраслей гуманитарного знания — информативной отдачи, способов трансляции, методов извлечения и научного исследования информации.

        Таким образом, нужно отметить, что решение проблем этнокультурного развития и образования Казахстана в целом — это очень сложная, трудоемкая и кропотливая работа. И в рамках одной статьи естественно ее не решить. Однако если определить методологическую базу исторических исследований, унифицировать и систематизировать научно-исследовательский и учебный материал, используя методы междисциплинарных наук, то можно решить многие вопросы отечественной науки и образования.

 

Литература:

  1. Ержанов. М. Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане (Теоретические основы и практика): Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 / М. Е. Ержанов. — Москва, 1999 429 с. РГБ ОД, 71:00-13/167-Х. -planetadisser. com/see ‘dislhtm.
  2. Фоменко. H. М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений / Н. М. Фоменко. — http://orpheusmusic.ru/publ/.
  3. Депутатская группа «Жана Казакстан». АНК и МОН РК о проблемах этнокультурного образования. — www.parlam.kz (Сайт Парламента Республики Казахстан).
  4. Дымов О. Этнообразование — важное условие развития современной культуры национальных меньшинств: опыт и перспективы / О. Дымов — www.parlam.kz (Сайт Парламента Республики Казахстан).