Формирование и развитие творческих способностей ребенка на первоначальном этапе обучение игре на фортепиано

Красноцветова Инна Валерьевна

Преподаватель

.

.

Хочу рассказать о своем опыте начального обучения игре на фортепиано на примере моей ученицы Коржавиной Милы, 6 лет. Когда ребенок приходит на первое занятие, что же он умеет?  Дети шестилетнего возраста могут:

 -самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;

 -слышать динамические оттенки;

-понимать настроение музыкальных пьес.

Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:

-музыку веселую, радостную, спокойную;

 -звуки высокие, низкие, громкие, тихие;

 -в пьесе — части (одна быстрая, а другая медленная);

Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. У всех детей этот период разный по времени, старшие дети его проходят быстрее, им хочется играть по нотам сразу. Донотный период, самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритма, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения. На первых уроках  я не знакомлю с нотной грамотой, важно, чтобы все внимание ребенка было нацелено на слух, двигательно-мышечные ощущения.  

На первых уроках следует уделять внимание  развитию слуха, как гармонического, так и мелодического. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами, поиграть в угадалки, например, гармонический слух- играю интервалы секунду и октаву, говорю, что звуки дружат или ссорятся. Играю в разных регистрах. Мелодический слух, играем на слух небольшие попевки, ученик говорит, куда движется мелодия и какими шагами,  играем простые песенки, « По ступеньке вверх, по ступеньке вниз», « У кота воркота». Играем от всех 7 нот. слайд  1 . « У кота воркота»

Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. Песенка «Ехали медведи» развивает слух, ритм , паузу мы хлопаем в ладоши. Играем сразу двумя руками, амплитуда  широкая, это не дает зажиматься игровому аппарату.  Слайд 2 « Ехали медведи».  Песенка « Два кота» развивает не только ритм, слух, музыкальную память, но и закрепляет знания регистров. дети боятся клавиатуру, угол зрения у них маленький, эта песенка решает эти пролемы.Слайд 3 « Два кота»

Донотный период — это фундамент, на котором строится всё обучение игре на инструменте

Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным, ассоциированным привычными жизненными понятиями .

Основы звукоизвлечения.  Штрихи.  Упражнения:

Очень важно в самом начале обучения подготовить правильное использование игрового аппарата.

Извлечение одного звука. Игра гаммы 3 пальцем правой и левой рукой. Необходимо активизировать слух ребенка, звук должен быть глубоким и мягким.  Поиграть в игру « Догони звук», первый звук берется ярко, второй- тихо, звук убежал.  Упражнение « Лягушка», терция 2-4 пальцами в разных регистрах. Упражнение « Сороконожка» на легато 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами, развивает подкладывание  1 пальца.  Слайд 4 «Сороконожка».

Постепенно надо знакомить ребенка с нотной грамотой.  Использую учебные пособия Корольковой « Крохе музыканту», Геталова « В музыку с радостью» для детей 4-6 лет. Басовый ключ даю сразу, использую пособие Кларк « Музыкальное дерево». Надо приучать ребенка при игре по нотам не смотреть на руки, для этого закрываю клавиатуру тетрадкой.

Все виды занятий на уроке должны постоянно меняться, ребенок быстро устает, урок должен быть эмоциональным, разнообразным.

К концу учебного года, постоянно занимаясь подбором по слуху, Мила играет « Колокольчики», слайд 5.  « Колокольчики».  Интересные, особенно любимые пьески Мила собирает в музыкальную копилку, эту копилку она играла мне в конце года.  Слайд 6  « Копилка»

 Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.

Одно из условий в этих ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии обучающегося. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает, как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться к маленькой личности, начинающей обучение музыке.