Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках музыки

Севостьянова Татьяна Владимировна
Учитель музыки высшей категории
.
.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, поставленных перед современной школой. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы.
    Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
   Ключевые  компетенции  —  результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
     Новая структура стандарта образования призвана обеспечить внедрение компетентностного  подхода.
  • умение учиться
  • добывать самостоятельно информацию
  • адаптироваться к новым ситуациям
  • ставить проблемы и принимать решения
  • работать в команде
  • отвечать за качество своей работы
  • анализировать ситуацию
  • иметь волю к успеху
  • быть компетентным в сфере гражданско-общественной деятельности.
    Другими словами, общеобразовательная школа должна подготовить всесторонне развитую и социально-адаптированную личность, владеющую: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально — трудовой и личностной компетенциями.
    В наш век  на экранах  телевизоров, в социальных сетях ребята видят много зла, насилия, агрессии из-за чего и возникают проблемы эмоционально – личностного характера.
И именно  учителям чаще всего приходиться сталкиваться с хамством, раздражительностью, сквернословием, непосредственно в школе – на уроках и переменах.
   Одним из средств формирования личностной компетенции является творческая коммуникация. Творческая коммуникация – это особого рода деятельность, основное содержание которой составляет более свободное, чем в повседневной жизни, общение людей, сопровождающееся получением нового опыта и преодолением коммуникативных проблем, и тем самым дающее толчок развитию личности.
   В развитие творческих способностей детей на основе интеллектуальных и коммуникативных и креативных начал вносят свой вклад предметы эстетического направления. В музыкальной творческой работе формируются системные компетенции: креативность, стремление к успеху, развитие кругозора, а также формирование гуманистических ценностей. Кроме того, закладываются основы межличностных компетенций, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства, сопереживать друг другу, работать в группах, ответственности за дело.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение на уроках музыки и  искусства,  являются:
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология когнитивного обучения;
  • Технология обучения в компьютерно — информационном пространстве
Очень часто эти технологии переплетаются,  трудно выделить их проявление на уроке, но самое главное, что темы урока и рассказ учителя подводит ребят к большим диалогам и спорам, в которых действительно рождается истина. Истина жизни, которая, хочется надеяться, сделает сегодняшних школьников настоящими гражданами, живущими по законам нравственности и морали, любящими свою Родину и уважающими её традиции и обычаи, не забывающими  историю своего народа.
    Можно привести множество примеров, когда на уроках разговор о музыке  выходит за пределы музыки и оставляет след в душе ученика, формирует его убеждения. Большие возможности для формирования  нравственных компетенций детей  дает беседа на тему « Музыка во время ВОв». В годы тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны люди не расставались с музыкой. Учитель: « Почему воинам на фронте нужна  была музыка, и тем более веселая, а, ведь каждый день погибали их товарищи?»
Дети: «Солдаты, слушая песни о мирном времени, народные частушки, вспоминали свой дом, родных и у них находились силы и вера в себя, чтобы снова и снова  идти в бой».
Учитель:  «Почему же сейчас очень редко можно услышать песни глубокого содержания по телевизору?  Что же мешает услышать музыку? Кто в этом  виноват –  наше время, спрос общества, музыка, которая не слишком хороша, или вы, ваше нежелание или неумение ее услышать?»
      Эти вопросы для размышления, очень часто встают перед учителями музыки, и нужно стараться ставить их перед классом.  Ответы на эти вопросы учитель должен искать вместе с учениками.  Язык музыки и искусства так же многообразен, как, к примеру, современные языки программирования. И эти языки невозможно выучить за один урок в неделю. Искусство извечно  будет бороться за духовную красоту человечества. 
И такие человеческие качества, как в музыке И. С. Баха—«Терпение, терпение», Бетховена «Бороться, бороться», Чайковского –«Любовь и утешение» дают нам большую духовную пищу  для жизни. После таких бесед, размышлений и музыка серьезная воспринимается лучше, а значит, цели уроков становятся более достижимыми.
   “Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, но в первую очередь, от умения думать, рассуждать и общаться. Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании школьников. Она помогает ребятам научиться ценить и понимать прекрасное, обогащает интеллект, чувства. Педагогические технологии, методы и приемы создают благоприятные условия для достижения высокого уровня развития ключевых компетенций на уроках музыки. С другой стороны, каждый учащийся, как субъект учебно-познавательной деятельности, зная свой уровень развития компетенций, формирует свою собственную музыкально-творческую личность в разных видах деятельности, способную к саморазвитию.
А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.   
  
Список литературы:
  1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.62. М., 1982. — 159 с.
  3. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание // Музыкальная энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 755-762.
  4. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М. .’Просвещение, 1984. — 111 с.
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с
  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д. Изд-во Ростовского университета, 1983. — 173 с.
  7. Бодалев A.A. Личность и общение. : Избр.труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  8. П.К.Селевко. Современные преподавательские технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
  9. Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва, «Владос», 2000г.
  10.  Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., «Академия», 2002 г.