«Игра как способ стимулирования мотивации в обучении иностранному языку

Джунускалиева Ляззат Култаевна
2 санатты ағылшын пән мұғалімі
.
.
Учебному предмету «Иностранный язык» отводится существенная роль решении важных задач, стоящих перед современной школой. Он обеспечивает условия для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности школьника в систему мировой и национальной культур. Будущие граждане Казахстана наряду с знанием родного языка должны знать и иностранный язык, уметь свободно выражать свои мысли на иностранном языке. Знание иностранного языка – это требование современного общество.
   Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный  и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
   Студенты знают, что иностранный язык необходим им в будущем, они с интересом занимаются иностранным языком, хотят говорить на нем, но сталкиваясь с определенными трудностями, теряют интерес, а следовательно, и ранее приобретенные знания, Отношение к предмету меняется. Они перестают заниматься. Из опыта работы в колледже могу отметить, что мало кто из выпускников знают язык и говорят на нем. Наша работа усложняется тем, что это уже взрослые, которые стесняются ошибиться. Это не маленькие дети, которые по природе своей любят повторять за учителем. И занятие длятся не 45 минут, а 90. Поэтому к каждому уроку нужно готовиться тщательно. Передо мной стал вопрос: «Как заинтересовать студентов своим предметов? Как поддержать мотивацию?»
   Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
   У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В это случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощение является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе типы и подтипы мотивации, и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.
   Существует много способов стимулирования учащихся лучше заниматься английским языком. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Великий психолог Лев Семенович Выготский считал, что в игре человек раскрывается как нигде. В каком-то смысле игра выше, чем любая другая конкретная деятельность, ведь в ней задействованы абсолютно все виды речевой деятельности, все чувства. Поэтому только через деятельный подход – можно полноценно выучить чужой язык. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интереса и активности учащихся. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
   На уроках удобно и эффективно использовать игры. Игра – превосходный способ подстегнуть студентов, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения веселая игра – идеальная возможность расслабиться.Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет и улучшает восприятие.
Игра помогает мне быстро исправлять ошибки студентов.
   Я часто начинаю урок с пятиминутной игры, чтобы освежить память, заинтересовать в изучении нового материала, Иногда я спонтанно прерываю урок, когда вижу, что внимание студентов рассеянно, а затем продолжаю урок. Вот примеры игр, которые я использую на уроках.
    «Крестики-нолики с глаголами»   
   Цель: повторить категории времени глагола.
   Необходимый материал: доска или ватман, маркер.
   В каждую из девяти ячеек ставится глагол. Например:
eat sleep work
write drink go
laugh read listen
Группа делится на две команды. О и Х и на каждый глагол придумают предложение на заданную тему. Present Continuous. Tom is eating an apple, если предложение верно, я ставлю крестик или нолик соответственно.  «Прилагательные по алфавиту» 
    Цель: увеличить словарный запас.
   Необходимый материал: доска, ручка, словарь.
   Я пишу короткое предложение на доске, содержащее прилагательное на «a»
   I see an ancient house.
   Студенты должны переписать свои, заменяя прилагательное другим последующих букв алфавита. Например:
   I see a beautiful house.
   I see a cheap house.
   I see a dark house.
   I see an expensive house.
   «Вопросы и ответы»
   Цель: попрактиковаться задавать вопросы и отвечать на них.
   Группа делится на две команды. Игроки по очереди задают друг другу специальные вопросы со словами who, when, why, where, how и отвечают на них. Одно очко дается за грамматически  правильно поставленный вопрос и одно очко за грамматически правильный ответ. Например:
   When did John come yesterday? – 1 очко
   He came at 5 o`clock yesterday. – 1 очко
   Why are you laughing? – 1 очко
   I`m laughing, because I`ve heard a joke. – 1 очко
   «Команды»
   Цель: повторить повелительное наклонение
   Класс разбивается на две группы. Студенты по очереди дают команды своим противникам. Одно очко присваивается за правильную команду и одно очко дается за правильно выполненное действие.
   «Домино»
   Цель: повторить слова
   Необходимый  материал: небольшие карточки со словами.
   Эту игру я предлагаю студентам использовать в школе, а также использую со студентами первого курса. Разрезаем данную таблицу так, чтобы на одной карточке было два слова. Например: Animals – Animals, a horse – a banana т.д. Условия игры как обычное домино. Проигрывает тот, у кого больше осталось карточек. Тематика слов ожжет быть различной.
  «Угадай-ка»
   Один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие загадывается имя известного актера, писатель. Вернувшись в комнату, он задает вопросы на английском языке и пытается как можно быстрее отгадать задуманное имя.
  • Is this a man or a woman?
  • Is he old or young?
  • Is he married?
   Затем играющие меняются ролями. Выигрывает тот, кто за меньший промежуток времени назовет имя. Загадывать можно не только имя, но и названия стран.