Игровые технологии как средство развития познавательной активности обучающихся

Бичун Любовь Владимировна
Преподаватель психолого-педагогических дисциплин
.
.
«В игре раскрываются творческие способности личности,
        в игре   раскрывается перед детьми мир.
               Без игры нет и не может быть полноценного
                                    умственного развития».
                                                                              В.А.Сухомлинский  
      Игра — вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Актуальность игры в настоящее время повышается  из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой обучающимися информации, ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей организации образования становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
      Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.
      Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Дидактическое значение игры доказывал ещё К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игры обучающихся истолкован в трудах А.С. Макаренко  и  В.А. Сухомлинского.
      Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
      В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы (КТД и др.)
     Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные    
По характеру педагогического процесса:
 — обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
 — познавательные, воспитательные, развивающие;
 — репродуктивные, продуктивные, творческие;
 — коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру  игровой методики: предметные, ролевые,  имитационные и т.д.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
     Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
     Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.    
      Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок- конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных групп одной параллели.
     Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников.
      В учебном процессе применяются различные модификации игр:
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
 Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
«Деловой театр»- разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
— Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
     Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.
Литература:
  1. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации по организации и поведению дидактических игр
  2. Дыбина О.В. Игровые технологии как метод развития познавательных способностей учащихся
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.