ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА: «Знатоки права»

Жумаканов Тимур Майкынович
Преподаватель специальных дисциплин
.
.
Сабақтың  түрі:  өткен  тақырыпты  қайталау
Тип урока: повторение  пройденного  материала
 Вид  урока: проверка  знаний,  умений  и  навыков
Армысыздар құрметті ұстаздар мен білімалушылар! Бүгінгі біздің интеллектуалдық ойынға қош келдіңіздер.
Здравствуйте  дорогие  преподаватели    и  обучающиеся!  Добро  пожаловать  на  сегодняшнюю  нашу  интеллектуальную  игру  под  названием:  «Знатоки  права».  
Бұл ойынның негізгі мақсаты білімалушылардың  2-3  курс оқу  бағдарламасына  сәйкес   колледж  ішінде  алған құқық  білім денгейлерінтексеріп,  шапшандықтарын  бағалау.
Задачи игры:  проверить правовые знания обучающихся колледжа  в объеме учебной программы 2 и 3 курса среднего специального учебного заведения, оценить общую эрудицию участников игры.
Состав участников игры.
    В игре участвуют две команды из обучающихся третьего курса колледжа  (специальности «правоведение»). Численность команды -6 человек, один из которых капитан команды. Каждая команда должна иметь свое название и девиз.
Сценарий игры
Енді қысқаша ойынның ережесін түсіндіріп кетсем. Бұл ойын 7 айналымнан тұрады.Енді ойынға дайын болсаңыздар, бастаймыз,  барлықтарыңызға  сәттілік  тілеймін.
В начале игры  разрешите объяснить  суть  и  проведение  игры,  которая  сотоит  из  7  этапов.  Всем  желаю  удачи,  позвольте  начать  игру.
1 айналым «Топты  таныстыру»Ойын басында әрбір топтың  капитаны өзіңіздің  топтарыңызды қысқаша таныстырып кетсеңіздер:  топтың  аты,   ән  ұраны,  әрбір  топ  қатусушы туралы қысқа  мәлімет,  қызышулықтары  туралы  2  минутта  айтып,  әділ  қазыларға  ұсынсаныз  болады. Бұл  айналым – 5  балға  бағаланады.
1 этап игры.Представление команды. Каждый капитан кратко (в течение 2 минут) характеризует  членов команды, интересы  и способности каждого. В заключение этапа каждая команда своей речевкой приветствует соперников и жюри.                                                     
Оценка «визитной  карточки» команды проводится по пятибалльной шкале.
2 айналым«Жаттығу» топ  басшысы  1  конвертті  тандайды,  олардың  ішінде  құқықтану  мамандығы  бойынша  7  сұрақ  болады.  Топтың  әр  қатысушысы  1  минуттан  ойланып,  сұрақтарға  жауап  береде,  әрбір  дұрыс  жауап  топқа  1   балдан  алып  келеді,  дұрыс  емес  жауаптар  саналмайды.
2 этап игры. Разминка. Под руководством ведущего капитаны команды путем жребия выбирают себе конверт с семью вопросами, на которые команда будет отвечать. Это вопросы предназначены для демонстрации общей эрудиции участников игры и предполагают наличие юридических познаний в объеме выпускников среднего специального заведения. Оглашает вопросы ведущий, а один из членов команды при помощи товарищей отвечает на них. Время  на раздумье 1 минуту.                                                                                                     Каждый  правильный  ответ дает команде один балл. Неправильный или запоздалый ответ начисление баллов не предполагает.                         
3 айналымда «Сұрақ жауап»,яғни сіздерге дайын ұяшықтарды көрсетемиз соның ішінен сұрақ таңдап жауап бересіздер. Егерде  таңдаған сұрақтарыңызға жауап бермесеңіздер қарсыластар деген сөзімнен кейін  жылдам қолыңыздарды көтеріп,жауап берулеріңізге болады. Бұл айналымда  1 балл  қойылады. Ойлану  уақыты – 1  минут.  Егерде топта жауап  болмаса,  онда  қарсы  топ  жауап  беруге  құқылы.
3 этап игры. «Вопросы-ответы».  Представитель каждой команды отвечаетна  вопросы по правовым дисциплинам, изучаемым в колледже  и  дает обоснованный  ответ  в  соответствии  с  законодательством  РК. Вопросы должны быть достаточно простыми и предполагающими краткий и конкретный ответ. Например, «Что такое заработная  плата?», «Из каких частей состоит трудовой  кодекс?».
  За точный и корректный вопрос команде начисляется один балл. Правильный и четкий ответ вознаграждается двумя баллами. Отклоненный ведущим или жюри вопрос заменяется другим.
В  случае  если  у  команды  нет  ответа  отвечает  капитан  команды  или  дается  право  ответить  другой  команде  (по  усмотрению  жюри).
4 айналымда  топтардың басшысы яғни капитаны  менін кім болғым келеді деген тақырыпқа қысқаша түсіндірме береді. Мысалы:  сот,  мемлекеттік  айыптаушы, тергеуші, қорғаушы  және  т.б.  Бұл айналымның максимум 5 балл. Айналымды тікелей қазылар алқасы бағалайды. Әр айналымнан кейін ұпайыды  санап  отырады.
4 этап игры. Состязание капитанов: «Я хочу стать…».  В этом конкурсе капитан команды должен кратко ( в течение трех минут) охарактеризовать ту, юридическую специальность, по которой он хотел бы работать в будущем:
(судьей, прокурором, следователем, адвокатом и т.д.). Особую ценность будут  представлять  знание специфики специальности и оригинальность формы рассказа.                                                                                                    Оценка конкурса по пятибалльной шкале.
5 айналымдажаттығу  көрермен  арасында викторина  өткізіледі, мультифильмдерден үзінді құқықтары  түсіндіріліп,  ал  топ  қатысушылар олар  қандай  мультфильмден  алынғаның  айту  қажет  және  ребус  шешу  қабілеттілігін  көрсету.  Бұл  айналым  әділқазылармен  бағаланбайды,  бірақ  әрбір  көмек  топтан  1  балдан  алып  тастайды.
5 этап игры. Болельщик-эрудит. Ведущий подходит к группе поддержки каждой команды и тестирует ее знание популярных мультфильмов  либо  разгадывание  ребусов. 
  Этот конкурс жюри не оценивается и его результаты на общих итогах команды не сказываются. Однако подсказки болельщиков своей команде из зала влекут за собой штраф – у команды за каждую подсказку отнимается один балл из общих результатов.
Например:  «Права литературных героев»:
  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «избушка»).
  2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать  и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
  3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
  5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).
6 айналымдаКиндердың  тосынсыйы деп  аталады,  бұл  жерде  әр  топтың  қатысушысы  бір  сұрақтан  киндерден  алып  жауап береді.  Егер  баппен  жауап  берсе,  әрбір  дұрыс  жауап  2  балдан  топқа  алып  келеді,  бапсыз  жауап берсе – 1  балл.
6 этап игры. Заморочки из бочки. Каждый член команды достает из бочонка лист с вопросом себе. Ведущий этот вопрос оглашает, а участник игры в течение 15 секунд на него отвечает.   Каждый правильный ответ  приносит команде один балл.
7 айналымдаҚолтырауын- қорытынды  ойынымыздасіздерге маман иелерін көрсетеміз, соны өзіңіздің топтарыңыздарына мимикамен,яғни сөзсіз түсіндіресіздер.Егерде бұл айналымда бір сөз айтып қойсаңыздар 1 балды алып  тастаймыз.
7 айналымда максимум 3 балл.  Бұл  жерде  сөзссіз  түсіндіретін  аламға  көп  байланысты.
Яғни сонғы 7 айналымнан екі топ бірінші орынға таласады.Жалпы ойынның ережесі осы.
7 Заключительный  этап – Крокодилл.  Капитан  команды  или  один  из  членов  в  команде  должен  мимикой  объяснить  картинку – профессию. Каждый правильный ответ  приносит команде один балл.
Айналымдарды тікелей қазылар алқасы бағалайды. 7 айналымнан кейін ұпайыды  санап,  бағалайды.
Сонында  қорытынды  жасалынады,  жеңіскке  жеткен  топ  мараппатталады,  әрбір  қатысушы  сертификатқа  ие  болады.
Подведение итогов игры и награждение победителей.
Достижение  основная  цели  интеллектуальной  игры,  где  проявляется  ловкость,  эрудированность  и  полученные  теоретические  знания  обучающихся.  
По каждому этапу игры жюри объявляет результаты подсчета баллов и места, занятые каждой командой.
После седьмого этапа определяется победитель всей игры.
Все участники игры получают памятные призы и сертификаты.
Команда, занявшая первое место, награждается особым призом.