Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Намысбаева Жанат Жусупбековна

Учитель русского языка и литературы

.

.

УДК 811.161.1

 

Использование современных образовательных технологий — это возможность обучения обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, т.е. универсальным учебным действиям, а также объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей и реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода. Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся», соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.

       Меня как учителя русского языка и литературы интересуют технологии, применение которых способствует формированию и развитию умений работать с информацией текста. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эта технология многим известна и оценена по достоинству, т.к. универсальная, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Её цель – развитие мыслительных навыков уч-ся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни, научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом и на её основе формировалось собственное аналитическое суждение.

     В своей практике я использую следующие методические приёмы.

      Приём «Корзина идей, понятий, имён — приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у них знаний и опыта. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую условно будет собрано всё, что ученики знают по той или иной проблеме, потом идёт обсуждение этой проблемы в паре, а дальше «все знания складываются в «корзину», причём, действительно все: и правильные и неправильные. Прошу стараться произносить полные ответы, чтобы приём работал на развитие устной речи.

На стадии вызова заставляет творчески мыслить, говорить приём.

  «Ключевые слова». Этот приём позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

Например, на уроке русского языка в 9 классе при повторении темы  «Сложноподчинённое предложение» было дано задание: записать понятия, связанные с темой урока (подчинительный союз, придаточное изъяснительное,  указательное слово, главная часть, союзное слово и т.д.) В классе с невысокой учебной мотивацией, наоборот, из данного перечня понятий нужно выбрать понятия, связанные с темой урока.

Очень хорош этот приём на уроках по биографии и творчеству писателей.

     Приём «Верные и неверные утверждения» использую при изучении лингвистического материала. Учащимся предлагается ряд утверждений по ещё не изученной теме, учащиеся выбирают, те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, слово учителя) учащимся предлагаем возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную информацию.

Например, при изучении темы «Причастие» в 6 классе учащимся  были предложены четыре точки зрения на категориальную сущность причастия:

1) причастие — самостоятельная часть речи

2) причастие – особая форма глагола

3) причастие – отглагольное прилагательное

4) причастие — гибридная форма

     На этапе осмысления информации, на мой взгляд, интересен приём создания кластеров (схем, таблиц, рисунков и т.д.), который позволяет структурировать учебный материал.

     На  уроках по биографии писателей использую приём «Продвинутая лекция». Использование данного приёма позволяет превратить рассказ учителя в интересный диалог ученика с учителем, ученика с учеником и со всем классом. Это активное слушание, приём уместнее использовать в паре. На стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы «Что я знаю по теме», затем во время рассказа учителя один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации, другой – записывает новую информацию. На стадии рефлексии идёт обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем в классе.

      Часто по ходу чтения, слушания у нас возникают мысли, идеи, которые тут же «улетают». Как сделать так, чтобы, читая авторский текст, не растерять свои мысли по поводу прочитанного?  Существует приём,  помогающий сочетать чтение и размышление. Этот приём называется «Двухчастный дневник». Приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, когда цитата из текста комментируется им самим. Страница делится пополам: в первой графе записывается цитата из текста, которая произвела наибольшее впечатление, во второй они должны дать комментарий: что заставило записать их именно эту цитату? Какие мысли, чувства, ассоциации  она у них вызвала?

После заполнения дневника необходимо организовать коллективное обсуждение записей. Это даёт возможность каждому ещё раз вернуться к тексту и увидеть в нём то, на что ранее не обратил внимание. Учитель также может знакомить учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам, которые не прозвучали.

Есть и «Трёхчастный дневник», который имеет третью графу – «письма учителю» или вопросы, этот приём позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог ученик-учитель по поводу прочитанного.

Часто на уроках использую приём «Ромашка вопросов Блума». Она состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

  1. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
  2. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что… ?», «Если я правильно понял, то…?». Подобные вопросы дают возможность учителю осуществить обратную связь.
  3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы обычно начинаются со слов «Почему?», «От чего?», направлены на установление причинно-следственных связей.
  4. Творческие вопросы содержат частицу БЫ, элементы условности, предположения, прогноза.
  5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов, явлений.
  6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    Часто использую такой приём как «Ассоциативные цепочки».

Например, М.Ю.Лермонтов. 6 класс

Задание на стадии вызова: запишите слова, которые вам вспоминаются, когда говорите о поэте.

На стадии осмысления новой информации интересен приём Диаграмма Венна. Это общее название целого ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, введены Джоном Венном, британским философом, математиком и логиком в 1881 году. Ценность данной технологии в том, что она учит слушать, слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Лист делится на три части, где отмечается общее между объектами, а также различия, отличительные особенности каждого.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М: Русский язык, 2002, №29 с.3
  3. Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте Федеральных стандартов второго поколения. М.: «Школьные технологии» 2013, №3 с. 28-33.
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя.М.: Баласс, 2011.
  5. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, №27-28 с.3.