Курс по выбору для учащихся 9 класса «Простые истины»

Шапорева Татьяна Витальевна

.

.

В условиях обновлённого содержания образования и дальнейшей гуманизации обучения  ученик становится активным  участником образовательного процесса, самостоятельно добывая знания и применяя их на практике, развивая функциональную грамотность, что требует новых вариантов учебных программ.

Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 класса.  Весь материал основан на двух произведениях: «Слова назидания» Абая и «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачёва. Отдельные фрагменты из них  обычно  используются учителями на уроках развития речи в качестве материала для изложений. В данном же  пособии они сгруппированы по  принципу общности тем и идей, что позволит ученику создать целостное представление  об авторах и их произведениях, а также сформировать читательский вкус и повысить собственную грамотность на всех уровнях языка.

       При выборе материала автор исходит из собственной педагогической практики, неоднократно убедившись в том, что данные тексты вызывают устойчивый интерес у учащихся разного возраста, и, как следствие, результаты их работ достаточно высоки.

Приоритет отдаётся активным формам  и методам обучения, позволяющим  включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений искусства прошлого и настоящего, а также на их основе повышать уровень собственной грамотности. Это семинары, дискуссии, написание творческих работ, дебаты, проекты  на основе коллективной деятельности.

Данное учебное  пособие может быть использовано как с целью обучения, так и коррекции знаний, умений и навыков учащихся 9 класса. Задания подобраны   так, чтобы в ходе работы над текстом решались задачи на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом,  речевом,  стилистическом. Особое внимание уделяется формированию  коммуникативных навыков.

             Эффективно оно будет и для классов с государственным языком обучения, так как  суть программы и пособия состоит во взаимопроникновении культур, общности идей и философских исканий ярчайших  представителей  казахского и русского народов, что отвечает тенденциям  нашего времени.

Программа основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал данных произведений позволяет эффективно использовать их в процессе образования и воспитания учащихся.

Пояснительная записка

      Актуальность курса «Простые истины» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний. В течение тысячелетней истории искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки. По мнению автора программы, всем этим требованиям как нельзя лучше соответствуют данные произведения: «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва и «Слова назидания Абая».

Цель курса –  формирование функциональной грамотности  учащихся через постижение художественных шедевров, развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста; выражение активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова.

Задачи курса:

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, обладающей критическим мышлением;
  2. Повышение читательской грамотности учащихся.
  3. Подготовка к сдаче ГИА, ЕНТ.

      Структура курса:

  1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Рабочая тетрадь для учащихся, содержащая  материалы для  34 занятий.
  4. Методическое руководство для учителя.

 Формы проведения занятий

В ходе работы по программе «Простые истины» приоритет отдаётся активным формам  и методам обучения, позволяющим  включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений искусства прошлого и настоящего, а также на их основе повышать уровень собственной грамотности. Это семинары, дискуссии, написание творческих работ, дебаты, проекты  на основе коллективной деятельности.

К каждому занятию разработан ряд заданий, которые составлены в соответствии с таксономией  Блума:  знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, а также направлены  на решение проблемных ситуаций, способствующих развитию компетенций у учащихся.

При оценке грамотности чтения учитываются следующие аспекты, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

— общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла

— выявление информации

— интерпретация текста

— рефлексия на содержание текста

— рефлексия на форму текста

            Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Таким образом, задания направлены не только на систематизацию знаний учащихся по предмету, но и на стимулирование их исследовательской деятельности, раскрытие творческого потенциала.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности

— Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

— Устные выступления по заданным темам.

— Письменные работы в конце каждого занятия.

— Презентации групповых проектов.

Продолжительность курса 34 часа в год (1 час).

Ожидаемый  результат:

Учащиеся будут  знать:

  • Основные понятия, определения, термины, связанные с историей художественной культуры.
  • Основные правила орфографии и пунктуации в их обобщённом и систематизированном виде.

Учащиеся будут  уметь:

  • Давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей.
  • Объяснить роль и значение казахской и русской художественной культур для духовного развития современного человека.
  • Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, литературе и языку, анализировать и интерпретировать текст.
  • Владеть навыками сравнения, сопоставления, анализа.
  • Владеть навыками грамотного письма, составляя тексты в соответствии с речевой задачей.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • владение навыком самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • умение корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную, используя адекватные языковые средства;
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии и сеть Интернет на уровне общего пользования, включая владение поиском, обобщением и передачи информации, а также умение выполнять презентации выполненных работ.

Личностные результаты

  • сформированность мотивации к изучению русского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам русской и казахской  художественной литературы;
  • толерантное, уважительное и доброжелательное отношения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах мира;
  • уважение и интерес к литературным ценностям;
  • интеграция личности учащихся в мировую культуру;
  • приобщение к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Данная программа может быть использована и в классах с казахским языком обучения, так как ориентирована на широкий круг учащихся. Общность философских размышлений двух великих представителей казахской и русской культур  сделает возможным  формирование личности, развитой  в нравственном и эстетическом плане.

Апробация:  данный курс  апробирован автором  на занятиях в 9 классе в течение года.  Большим плюсом является введение регионального компонента, так как на занятиях предлагается работа по изучению творчества  выдающихся людей Кордая, в частности, поэта Кенена Азербаева. Программа курса была распространена среди учителей Кордайского района и получила положительные отзывы коллег.

От автора

Привет, девятиклассник!

Хочу объяснить, почему и для чего был создан данный курс.

  • Во–первых, я убеждена, что учиться языку и грамотной речи необходимо на лучших образцах литературы и искусства. «Слова назидания» Абая и «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва являются именно такими произведениями. Я давно работаю по этим текстам, но однажды мне захотелось объединить их и создать свою программу на их основе.  Поэтому я сделала это в  этом  году, в год   175-летия со дня рождения Абая. 
  • Во- вторых, приятно читать книги, авторы которых, не претендуя на истину в последней инстанции, являются по – настоящему уважаемыми и авторитетными людьми, читать советы которых интересно. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
  • В — третьих, почему бы не расширить свой кругозор? В заданиях хочу предложить дополнительную информацию, которая будет полезна. Воспользуйся ею!

Если ты согласен со мной в том, что компетентный человек может заставить  других людей прислушаться к его мнению, то присоединяйся и выбирай мой курс!

   С уважением  Автор.

Занятие № 1                              Понятие о нравственности и духовности.

Д. С. Лихачёв: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем.

Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто».

 «По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Следующая книга – «Слова назидания» Абая. Почему мы будем постоянно обращаться к ним? Потому что самые великие истины просты по своей сути, а человек должен лишь следовать им, делая свой нравственный выбор.

Один из авторов жил в 19 веке, другой в 20; первый великий казахский мыслитель и поэт, второй русский учёный, переводчик, знаток русской культуры. Но что их объединяет?

Абай: «… решил:  бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне.

И нет у меня теперь иных забот».

ЗАДАНИЯ:

  1. Что вас больше всего заинтересовало в личности Д. С. Лихачёва и Абая?
  2. Какие их произведения вам запомнились и почему?
  3. Прочтите стихотворение Абая на ваш выбор. Запишите на видео, затем проанализируйте качество выступления.
  4. Что в обращении этих великих людей к молодёжи вызывает уважение?
  5. Пользуясь словарями, дайте определение понятиям: «нравственность», «духовность».

Содержание

  Введение 2
  Пояснительная записка 3
  Календарно – тематическое планирование 6
  Рабочая тетрадь для учащихся 9
  Тема занятия
1 Введение.  Понятие о нравственности и духовности. 11
2 Большое  — в малом. 12
3 Молодость  — вся жизнь. 14
4 Самое большое. 15
5 Самая большая  ценность – жизнь! 17
6 В чём смысл жизни? 18
7 Цель и самооценка. 19
8 Что объединяет людей? 21
9 Быть весёлым, а не смешным. 24
10 Когда следует обижаться? 26
11 Честь истинная и ложная. 27
12 Про карьеризм. 29
13 Человек должен быть интеллигентен. 30
14 О воспитанности. 32
15 О дурных и хороших влияниях 35
16 Про зависть. О жадности. 36
17 Умейте спорить с достоинством. Искусство ошибаться. 38
18 Как говорить? Как выступать? 41
19 Как писать? Об искусстве слова и филологии. 43
20 Любите читать. О личных библиотеках. 49
21 Будьте счастливыми! 53
22 По велению совести. 54
23 Учитесь учиться! 55
24 Четвёртое измерение. 57
25 Нравственные вершины и отношение к ним. 58
26 Круг нравственной осёдлости. Что такое стыд? 59
27 Понимать искусство. Память культуры. 60
28 О русской природе. О русской пейзажной живописи. 66
29 Природа других стран. Уметь заметить красоту наших сёл и городов. 71
30 Природа России и Пушкин. 77
31 О памяти. Ещё о памятниках прошлого. 80
32 Космический Эрмитаж. 86
33 Путями доброты. 87
34 Начало человечности – любовь и справедливость. Итоговое занятие 88
Методическое руководство для учителя 89
Занятие № 1 90
Занятие № 2 90
Занятие № 3 92
Занятие № 4 92
Занятие № 5 93
Занятие № 6 93
Занятие № 7 95
Занятие № 8 95
Занятие № 9 96
Занятие № 10 96
Занятие № 11 97
Занятие № 12 97
Занятие № 13 98
Занятие № 14 99
Занятие № 15 99
Занятие № 16 100
Занятие № 17 101
Занятие № 18 101
Занятие №19 102
Занятие № 20 103
Занятие № 21 104
Занятие № 22 104
Занятие № 23 106
Занятие № 24 106
Занятие № 25 107
Занятие № 26 107
Занятие № 27 108
Занятие № 28 108
Занятие № 29 108
Занятие № 30 109
Занятие № 31 110
Занятие № 32 110
Занятие № 33 110
Занятие № 34 111