Лирика Н. Заболоцкого

Мерекенова Салтанат Зинекешевна
Орыс тілі пән оқытушысы
.
.
Цели урока:
  1. Образовательная: Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.
  2. Воспитательная: воспитать у детей толерантность и положительное отношение к окружающему миру. Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
  3. Развивающая: развитие воображения, умение слушать и концентрировать внимание; способствовать развитию навыков осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.
Методы и приемы:
 Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из
 текстов).
 Репродуктивный (применение знаний на практике).
 Частично-поисковый.
Оборудование: стихи Н. Заболоцкого, слайды, портрет поэта
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
 Лишь именем одним я называюсь,
 На самом деле то, что именуют мной,-
 Не я один. Нас много. Я — живой
Н.А.Заболоцкий «Метаморфозы»  
Словарь:
ОБЭРИУТ – объединение единственно реального искусства. Литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927-го до начала 1930-х гг.
МЕТАМОРФОЗА – превращение, преобразование чего-нибудь.
АЛОГИЗМ —  1) Ход мысли, нарушающий законы и правила логики. 2) Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с целью создания комического эффекта). 3) То же, что: алогичность.
ГРАЦИЯ — изящество, красота в движениях.
Ход урока – размышления
I Мотивация.
Вступительное слово учителя.
Преданность своему делу была характерной чертой Н.Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.
Этапы жизни и творчества поэта
Николай Заболоцкий
советский поэт, переводчик
7 мая 1903 — 14 октября 1958
Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума.
 После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину.
 С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы  алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь.
(Сообщение студента  о литературном объединении обэриутов).
Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика
1938-1946 г – эти годы в творчестве Заболоцкого обозначены прочерком. Где был поэт в эту пору? В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде.
Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными? Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Две тысячи репрессированных поэтов…
В своем очерке «История моего заключения» вспоминал: «Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга. Я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи0то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали».
 В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др.
 В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию.
В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным.
В 1957 году он побывал в Италии.
 Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
 В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце новилось навсегостада.
Основные этапы творчества Н.А. Заболоцкого
— 1929год – первый сборник стихов «Столбцы»
-1937год – сборник «Вторая книга»
-1938 – 44год – арест и заключение в лагерях
-1945год – 1946год – на поселении в Караганде с семьей
-Май 1946год – разрешение на переезд в Москву, восстановление в Союзе писателей.
-1946год – 1958год-московский период  творчества.
Основные произведения:
Сборники стихов:
«Столбцы» (1929)
«Вторая книга» (1937)
«Стихотворения» (1948, 1957)
Поэмы:
«Торжество земледелия» (1929—30, опубл. 1933)
«Безумный волк» (1931, опубл. 1965)
«Деревья» (1933, опубл. 1965)
«Рубрук в Монголии» (1958, опубл. 1960)
Переводы
Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
Стихотворное переложение «Слова о полку Игореве» (1946)
Рассказы для детей.
Заболоцкий Н.А. Собрание сочинений: В 3т. – М, 1983-84.
Итак, определим и запишем три вопроса урока, ответить на которые мы должны в ходе нашей работы:
  1. “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?
  2. Что такое душа по Заболоцкому?
  3. Когда человек становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Учитель:  Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в стихотворении “Некрасивая девочка” 1955 года.
Звучит аудиозапись стих-ния «Некрасивая девочка».
Портрет девочки – это портрет её внешности и одновременно её “внутренний” портрет, портрет души, “охваченный счастьем бытия”. Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умилённый сочувствием некрасивой девочке. В его словах – надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду.
Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление о нравственной красоте.
— Какой основной вопрос звучит в стихотворении? (Что есть красота?)
 — Найдите слова, которые дают ответ на этот вопрос? (ни тени зависти, ни умысла худого, грация души)
Какие строки стихотворения являются, на ваш взгляд, главными? («Младенческая грация души…»)
Как вы понимаете слово «грация»? (Это красота, изящество, поэт говорит, что внутренняя красота оказывается сильнее внешней непривлекательности)
Что же делает человека по-настоящему красивым? (Умение радоваться чужой радости, не завидовать, ощущение себя счастливым, интерес к жизни другого человека, доброта)
А как вы думаете, душевная красота дается человеку с рождения? Как она появляется? От чего или от кого зависит?
Перечитайте последние строки стихотворения. Почему автор заканчивает стихотворение вопросом?
Учитель. Итак, ребята, ответ на этот вопрос для поэта и для нас ясен: красота – божественный дар добра и человечности, душевного изящества. Мы пришли вместе с поэтом к выводу о необходимости торжества в жизни духовности, истинно гуманных, человеческих начал.
1) Работа со словом.
Учитель. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)
Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих  писателей и поэтов.
 Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
 Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя, — говорил Е.Евтушенко.
Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.
Сделайте попытку сформулировать, что такое душа. Составляется одно общее определение.
2) Чтение работ. Группа предлагает свое определение.
Чтение учителем своего “определения” или подобранных .
А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
 Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
 В) Душа – это человек.
3) Работа со словом.
Учитель. Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик)
Для работы предлагается заполнить два столбика: первый со знаком “+”, второй со знаком “-”.+             —
радуется         страдает
ликует             тревожится
4) Вспомните фразеологизмы со словом «душа»
Учитель. Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый “трудится”, во второй “ленится”. Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.
  1. Работа в группах.
Учитель. Приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, “душа трудится” и когда “ленится” (от каждой группы по одной ситуации).
Учитель. Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом “душа”. У него есть стихотворение “Не позволяй душе лениться!» Это одно из самых известных стихотворений поэта, ставшее, можно сказать, его визитной карточкой. Звучит как творческое, да и жизненное кредо Заболоцкого, как завещание следующим поколениям.
Чтение учителем стих-ния «Не позволяй душе лениться!»
Беседа со студентами
— Какая мысль звучит лейтмотивом стихотворения? (не позволяй душе лениться, душа обязана трудиться)
 — Какая связь этой мысли с эпиграфом урока? (Только труд души способен изменить человека, работая над собой, человек развивается)
-К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).
-В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
-Объяснение строк “Тащи с этапа на этап”. В письме из лагеря Заболоцкий писал: “Живая человеческая душа осталась единственно ценной”.
-Почему автор считает труд души необходимостью? ( Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с “холодными мертвыми лицами”, необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).
Слово учителя: Он был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к третьему вопросу могут стать слова из стихотворения «На закате», опубликованного в «Новом мире» (1958, №   12) почти сразу же после смерти поэта:
Два мира есть у человека:
 Один, который нас творил,
 Другой, который мы от века
 Творим по мере наших сил…
— Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? — спросили философа афиняне.
 — Я ищу человека, — ответил он.
 -Кого? Меня? Его?
 — Я ищу Человека, — повторил мудрец.
 А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. — Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания? (Ответы учащихся:……..)
Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого «Почему я не пессимист» читаем: «То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором,  — на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты  — человек! Вот почему я не пессимист».
Беседа со студентами.
 Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.
 — Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? — Нужно, чтобы человек стал Человеком.
 А когда, по-вашему, человек становится Человеком?
 Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу
Грамзапись песни А. Петрова на стихи Н.   Заболоцкого «Облетают последние маки» (из кинофильма «Служебный роман»).
Вопросы для выявления восприятия:
-О чем эта песня?
-Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому?
-Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек  — это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).
Ставшие афоризмами выражения Заболоцкого:
  • «Дай сознанью удивиться»
  • «Не позволяй душе лениться»
  • «Нет на свете печальней измены, чем измена самому себе»
  • «Бесконечно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь» и др.- являются истинами, которые познал автор в жизни.
  1. XI. Итоги, обобщение урока.
Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.
Закончим урок ответом на вопросы которые были поставлены в начале урока: В чем же заключается красота у Заболоцкого?  Что для поэта душа? Что нового узнали о нем, о его творчестве.( Во всех произведениях главное – это мысль, воплощенная в слове, ставшее музыкой души).
И последним аккордом урока станет фрагмент песни на стихи Н. Заболоцкого «В этой роще березовой» из кинофильма «Доживем до понедельника»
Домашнее задание.
  1. Выучить наизусть стих-ние «Не позволяй душе лениться!»
  2. Написать ответ на вопрос: “ Что делать, если душа сопротивляется труду?”