Методические рекомендации «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Мендиканова Зоя Агажаевна

Воспитатель

.

.

      «… Потребность красоты и творчества, воплощающего его,

неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Ф.М. Достоевский

 

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

   Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир — главная задача на сегодняшний день.

   Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

   Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния.

  В нынешних условиях основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы.  А взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в изобразительной деятельности приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях, а так же обогащается содержание детского рисунка образами природы.

   Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» является  формирование экологически и эстетически культурной личности детей через изобразительную деятельность.

Задачи:

  1. Формировать эстетические чувства  на основе изобразительной деятельности.
  2. Формировать у воспитанников умения воспринимать красоту явлений, объектов живой и неживой природы, развивать потребность в наслаждении ее красотой.
  3. Воспитывать начала экологической культуры, то есть понимание того, что природа — есть основа всего живого на Земле, и мы являемся ее частью, поэтому должны сохранять ее и беречь.
  4. Дать детям возможность творческого самовыражения через продуктивную деятельность, отражая и преумножая красоту окружающей природы.
  5. Развивать детское творчество и способности детей.

    Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, а богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты.

       Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

   Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

— контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

— понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

— наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

— возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

     Средством формирования эстетического отношения к природе является регламентированная деятельность – организованная учебная деятельность рисованием, лепкой, аппликацией в сочетании с экскурсиями и наблюдениями в природе. Познанием ребенком – дошкольником окружающей природы должно осуществляться «по законам красоты». Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передать это детям. Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться.

    Для реализации поставленных задач я использую  нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, которыми с удовольствием пользуются дети: рисование пластилином («Морская тема», «Еловая веточка», «Натюрморт»); мятой бумагой («Березы», «Проделки злого ветра», «Осень»); рисование пальчиками («Рябина», «Красивые ягодки»), рисование тычком («Одуванчики», «Веточка рябины»), рисование по мокрому листу («Дождь — художник») и другие.

    Считаю, что данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, а также развивает детскую самостоятельность, мышление, зрительный генезис. Также они формирует развитие наблюдательности, способности живо откликаться на событие окружающей действительности, умение видеть красоту природы.

    Работы по изобразительной деятельности носит коллективный способ организации. Это благотворно влияет на детей.

     Общие усилия, направленные на достижение единой цели, способствуют формированию умения договориться, распределять обязанности, а значит — работать совместно.

    При подготовке ОУД  я учитываю  индивидуальные особенности каждого ребенка, а также возрастные психофизические особенности группы. Чтобы развивалась детская самостоятельность и творчество, я даю детям свободу выбора: форматы листа, способа изображения, изобразительный материал. В старшем возрасте более явно, чем прежде проявляется стремление работать в определенной технике и определенными средствами. Поэтому, стараюсь  дать как можно больше свободы в выборе и не предлагать образец, а лишь демонстрировать наброски.

   В решении задачи воспитания экологически и эстетически культурной личности я  привлекаю родителей: провожу беседы, советую больше читать детям о природе, наблюдать с детьми, соблюдать правила посещения природы.

   Предлагаю соблюдать следующие   правила:

-ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы; -у ребенка должны быть дома карандаши, бумага, краски;

-сюжет рисунка не должен подвергаться критике и т.д.

   Важно, чтобы родители поняли, что через изобразительную деятельность ребенок само выражается как личность.

     Экологическое воспитание связано со всеми видами детской деятельности. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликациях.

     Считаю, что взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в изобразительной деятельности приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях, а так же обогащается содержание детского рисунка образами природы.

    В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

    В процессе работы над темой творческого поиска я  изучила виды техники изображения, а так же виды техники по возрастам. Собрала творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, подобрала художественную  копилку (стихи, сказки, пословицы) о природе

 оформила наглядные пособия,  организовала предметную среду. 

    Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я.

   Ведь рисовать можно чем угодно, как угодно, где угодно! Благодаря разнообразным техникам нетрадиционного рисования, дети быстро достигают желаемого результата.

   С малышами мы рисовали пальчиками («Рябинка», «Красивое платье для куклы», «Платочек для бабушки», «Шары на нашей ёлочке»).

   В какой восторг приходили дети, когда рисовали всей ладошкой. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. ( «Солнышко», «Красивые листочки», «Цветочек для мамы»).     А ещё я рассказывала, что ладошки у детей волшебные и они могут творить чудеса. Какое же было удивление, и восторг когда дети видели конечный результат.

   Ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

     «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (В. А. Сухомлинский).

    Использую на  ОУД  по изобразительному искусству природные материалы, а для этого мы с ребятами собираем семена, скорлупки орехов, шишек, яичную скорлупу, цветы, листья, веточки и т.д., а так же бросовый материал. При этом дети уже запомнили, что нужно взять столько природного материала, сколько необходимо для занятия. Правильный подход к сбору природного материала воспитывает бережное отношение к природе, закладывает основы правильного природопользования.

   В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень» «Поздняя осень», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Сирень». Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Дети очень любят изображать бабочек, жуков, птиц, рыб, диких и домашних животных.   

    Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.

   У старших дошкольников есть полюбившиеся нетрадиционные техники изображения: набрызг, рисование мыльными пузырями, граттаж, кляксография с помощью трубочек. Прежде чем приступить к работе, дети знакомятся с техникой безопасности.

   Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с изобразительной деятельностью обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к этому виду деятельности, дать пищу для его углубления.

     В процессе своей работы исключительно важное значение  я  придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так то и легко. Поэтому с помощью наблюдений, экскурсий, игр, познавательных бесед, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.

   Опыт работы показал, что владение нетрадиционной техникой изображение доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.

    Следует отметить, что после ОУД по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

    Рассматривая, ребёнок учится наблюдать. Здесь нужно терпение, так как только самым настойчивым, наблюдательным и терпеливым природа раскроет и подарит свои тайны. Но главное качество, которое требуется при наблюдении – это внимательность.

   Вернувшись с экскурсии, мы с детьми проверяем себя, что удалось запомнить, прежде всего? Какие деревья встретились, птицы, насекомые. И с большим трепетом стараемся перенести свои наблюдения на лист бумаги.

  Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

  Моя  работа по теме творческого поиска  не оставила равнодушными и родителей. Мы вместе организовывали экскурсии, изготовили инструментарий, создавали совместные выставки рисунков, проводила для родителей консультации и беседы, открытую организованную учебную деятельность, дни открытых дверей по мастер-классу, анкетирование по вопросам  экологического и художественного развития.

    Каждый мой родитель знает такое правило: «Рисунок моего ребёнка –э то шедевр!».