Некоторые аспекты адаптационного периода учащихся 1 класса в классе домбры

Учебно –методическая рекомендация (в помощь начинающим преподавателям)

 

Оразбаева Сурша Жумагалиевна

преподаватель класса домбры

.

.

«Методика никогда не может быть сводом, набором

неизменных правил и рекомендаций на все случаи жизни;

она подвижна и изменчива, она требует от преподавателя

не только глубоких знаний предмета и педагогических принципов,

но и самостоятельности мышления, творческого подхода

к сложившимся традициям, чувство нового, постоянного

самовоспитания и умения критически относиться и к себе…»

И. А. Гивенталь

 

Адаптация в музыкальной школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Основными особенностями систематического школьного обучения является несколько показателей.

  1. С поступлением ребенка в музыкальную школу идет оценочно-общественная деятельность, т.е. сам процесс учебной деятельности.
  2. В особенность музыкального обучения входит системность, выполнение ряда правил поведения и нормативных указаний, обязательных для выполнения.

Отсюда складывается система адаптационных и дезадапционных условий как сопутствующие факторы внешней социальной среды.

Рассмотрим несколько уровней адаптации для первоклассника

Высокий уровень включает:

  • психоэмоциональную окраску положительную к музыкальной школе;
  • в учебном процессе себя чувствует свободно, уверенно овладевает ЗУМ в полном объеме;
  • прилежен, имеет заслуги профессиональные и заслуги в классе по специальности и не только;
  • самостоятелен, трудолюбив, любознателен;
  • добросовестный, понимает, что он занимается любимым делом;
  • творческий, самостоятельный в выборе достижения поставленных целей.

Средний уровень включает данные особенности:

  • нет отрицательных переживаний и дискомфорта в обучении;
  • задание выполняет при поддержки учителя, не достаточно самостоятелен. выполняет под контролем учителя;
  • дружелюбен, общителен, добросовестный;

Низкий уровень

  • сложно воспринимает окружающую среду;
  • музыка его раздражает, эмоциональный психологический фон нестабилен;
  • мало работоспособен, быстро утомляется;
  • отсутствует самостоятельная работа;
  • безынициативный, пассивный, сложно общается с одноклассниками

 

Рассмотрим несколько уровней дезадаптации для первоклассника:

  • затруднение в учебном процессе;
  • отсутствие желания обучаться;
  • психоэмоциональный фон подвижен, имеет психогенные заболевания, высокая степень тревожности, гиперреактивный, неусидчивый, имеет искажение в личностно-ориентированном развитии

       Аккомодационный стиль дезадаптационного уровня проявляется в том, что ребенок стремится адаптировать себя полностью требованию среды. Ассмиляционный  стиль дезадаптационного уровня предполагает тот факт, что ребенок подчиняет среду к своим потребностям.  Незрелый   стиль дезадаптационного уровня предполагает психологические проблемы возрастного психофизического развития. Главные причины школьного дезадаптационного периода у детей  младшего школьного возраста обусловлены: семейным влиянием –воспитанием, нормами этическими и эстетическими; сложным отношением «генопатетического взаимоотношения» с учетом «я» и «они»; целепоставленными задачи у педагога и ребенка не совпадают и не поддаются корректировке; переутомляемость и перегрузка; обучение как испытание; встает в конфликтную ситуацию ребенок –родитель – педагог;  эмоционально комбинированная ситуация общества и я, дает сложное формирование интеллектуальных функций.

Рассмотрим функционально-коммуникативные проявления  у первоклассника музыканта

  1. Ребенок-лидер, имеющий девиз семьи «Ребенок-звезда», он самый лучший в семье и среди друзей, у него все всегда получается. Все крутится «вокруг него», он «самый-самый».
  2. Эффективность в обучении рассматривает в позиции игры, соревнования, любит быть лидером.
  3. Память, логика высокой степени реализации в работе.
  4. Обладает повышенной чувствительностью и эмоциональной отзывчивостью в слуховом восприятии увиденного и услышанного материала;
  5. Темпераментность, эстетическое развитие;

 

Диагностико-регулированные отношения родителя – первоклассника:

  1. Первые критерии оценки способности оценивают родители, т.е. являются самыми главными судьями и «оценщиками» музыкальных способностей своего ребенка.
  2. Родители – это целый институт, имеющий целый инструментарий. Они выступают как спонсоры, зрители, критики, ценители.
  3. Для родителей музыкальное дополнительное образование — именно детская музыкальная школа, серьезное музыкальное учреждение, дающее системное образование-это не кружок, студия, секция и т.д.

 

Расписание и контрольно регулирующие отношения адаптационных условий

( предложения для родителей) включают ряд рекомендаций.

  1. Необходимо выполнять домашнее задание вместе с ребенком до момента, когда он скажет « Я сам(а)».
  2. Выполнять режим дня, чтобы стабилизировать нагрузку и разгрузку (отдых и работу), то, что ребенок самостоятельно сделать в первые месяцы не может.
  3. Как вариант, хорошо походить на уроки по музыкальным дисциплинам, чтобы видеть самому родителю, как выполнять домашнее задание и над чем работать в процессе домашних заданий.
  4. Занятие – это радость, счастье, творчество, то, что приводит психоэмоциональный фон ребенка в восторг, все надо делать с удовольствием, радостью, удовольствием;
  5. С первых минут желательно дать ребенку мысль, что он «артист», играет и поет для публики, зрителя, а значит, он будет выступать на концертах домашних и школьных, принимать участие в конкурсах.
  6. Объяснить ребенку, что музыка, как и любой вид деятельности имеет соревновательный характер. А значит, концерт, конкурс, так же как и соревнования в спорте – это неотъемлемая часть образования.

 

«Быть человеком – значит не только обладать знаниями,

но и делать для будущих поколений то,

что предшествовавшие делали для нас.»

Г.Лихтенберг

 

Что дает для ребенка занятие в музыкальной школе?

1.Умение адаптироваться в обществе

  1. Развитие отличного эстетического вкуса
  2. Предпосылки успешности в настоящем и в будущем
  3. Воспитание в себе важных качеств: дисциплинированность, трудолюбие, толерантность, дружелюбность, ответственность.

Условия успешной адаптации первоклассников-музыкантов в классе по специальности  ( для начинающих преподавателей)

1.Одна из главных задач  для преподавателя – это интересная  и доступная подача материала. Надо «спуститься до уровня ребенка» и понять, что перед ним стоит не простая задача — полюбить МУЗЫКУ! Да, именно полюбить, услышать, увидеть, понять «внутри себя»! «Музыка – пространственно-чувственный вид искусства» (Г. Чустов). От преподавателя зависит очень много, начиная с первого урока. Ребенок — это очень гибкий, податливый к «лепке» организм со своим детским мироощущением. И нам взрослым надо стать ему другом, товарищем, чтобы он поверил в нас, был готов к сотрудничеству. Чтение стихов, разукрашивание картинок, игрушки – это тот инструментарий, который ребенку понятен и привычен, его надо умело применять в работе.

  1. Каждый ребенок – фантазер. Он живет в своем мире, поэтому не надо торопиться с теоретическим обучением. Лучше по возможности показать, как звучит инструмент, на котором он будет обучаться, его технические возможности, виртуозность, напевность. Рассказать о композиторах, писавших музыку для инструмента, как писали музыку, где жили и т.п. и таким образом провести подготовку до нотного периода.
  2. Начинающий преподаватель должен поднимать свою педагогическую грамотность и учиться у педагогов «стажистов». Так, на помощь преподавателю могут прийти учебно-методические пособия Оразбаевой С.Ж.  «Маленькие тайны большого мира музыки», Баймагамбетова « Учебно-методическое пособие  «В помощь начинающему домбристу», Кажамкулов С.В. Сборник «Легкие пьесы для домбры» подготовительный, 1 класс, Хамзина Л.С. учебно-методический комплекс «Методика обучения игре на домбре (из опыта работы)», Утегалиева С.В. «О высоте строя казахской домбры в современной музыкальной практике» и другие.
  3. Немаловажное значение имеет работа над ритмом и ритмическим рисунком. Хорошо объяснить ученику с первых уроков на примере стихотворения, слов, слогов, что такое нота, что она обозначает, какими ноты бывают и. т.д. в игровой форме.
  4. Хорошо дать ученику возможность сымпровизировать на открытых струнах, дать ему почувствовать свободу (работа над аппаратом, постановкой).
  5. Само слово экзамен лучше заменить на «академический концерт», проходящий в присутствии родителей, одноклассников, друзей, близких ребенку людей, чтобы ребенок смог показать свое мастерство. Праздник – это то, что должно объединять всех. Чем больше выходов на сцену, тем выше результат мастерства, психологической адаптации к сцене.

 

Заключение

 Как говорил профессор  Ерзегалиев А.У  в своей работе  «Основные принципы игры на домбре»: «Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание – это, прежде всего, развитый интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем», — и с этим невозможно не согласиться.

Правильно выбранная методика, индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ученика даст хорошие результаты и возможность развить музыкальные способности легко, быстро и плодотворно.

О педагогике преподавания на инструментах, широко развил мысль  К. Ушинский «Педагогика – искусство самое обширное, сложное, самое необходимое из всех искусств – это искусство, опирающееся на данные наук.»

Музыкальная педагогика – это вдвойне искусство, вдвойне творчество, опирающееся на данные двойного ряда наук. Следовательно, здесь не должно быть ничего шаблонного, «застывшего» и мои записи – это не руководство к работе со всеми детьми, а лишь один из вариантов в подходе к обучению игры на домбре учащихся младшего школьного возраста.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Д.Лазарева. Пособие для преподавателей детей и родителей «Учимся играя». 
  2. Кузин. Методическое пособие «Доинструментальный период» 
  3. Е. Рыскулова. Методическое пособие «Воспитание чувства ритма»
  4. Р.Н Бажилин «Школа игры на аккордеоне», 
  5. Баймагамбетов Д.С. «Современная школа игры на домбре»
  6. Оразбаева С.Ж. «Школа художественного мастерства домбриста»
  7. Кирнарская Д.К. статья: «Музыкальные способности», «10 причин отдать ребенка в музыкальную школу»