Некоторые особенности преподавания предмета «Общее фортепиано» в музыкальном колледже

Шмелева Виктория Валерьевна
.
.
За всю свою историю методика обучения игре на  фортепиано  накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов.  Фортепиано  является  дополнительным инструментом в учебном плане музыкальных колледжей, но не менее важным предметом в системе музыкального образования.
Педагог Ленинградской консерватории Н. Н Загорный в свое время впервые в музыкально–педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего  фортепиано: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта — непианиста».                  (слайд 2)
К ним относится:
  • научить учащихся приемам игры на фортепиано, техническим навыкам
  • способствовать гармоничному и эстетическому музыкальному развитию учащихся, правильному пониманию исполняемых произведений
  • формировать у учащихся необходимые, сообразно их специальности, практические знания, умения и навыки.
 Эти задачи остаются актуальными и в настоящее время, но цели занятий на уроках общего (обязательного) и специального  фортепиано  – разные. Специальное призвано готовить пианистов – исполнителей, а общее фортепиано, являясь  дополнительным  образованием, должно всесторонне развивать учащегося.                                                      (слайд 3)
Хочется привести высказывание Г. Цыпина: «Говоря о месте  фортепиано  в системе массового музыкального воспитания и образования, нельзя также не сказать и о классах «общего фортепиано», дверей которых не миновать, как известно, музыканту ни одной специальности, чем бы он ни занимался,  и на какой бы иерархической ступени учебной лестницы ни находился – от первой (школа) и до последней (вуз)».
Задачи, стоящие перед преподавателем, требуют от него обширных и разносторонних знаний, профессионального мастерства, определённых личных качеств. Здесь определяющим является любовь к своей работе и интерес к развитию каждого студента.                                               (слайд 8)
9
Педагогическое мастерство сказывается в умении подобрать репертуар, продумать упражнения, примеры, дать яркие сравнения, показать студенту «в живом звучании» всё то, о чём он ему рассказывает, будить творческое воображение студента, вызывать у него интерес к работе. Очень важно создание в классе творческой обстановки, где вместо перенимания готовых образцов исполнения ведётся совместный поиск студента и преподавателя.
В заключении необходимо сказать, что общее фортепиано – предмет интересный, многогранный, требующий владения разносторонними профессиональными навыками. Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта, имеет большое значение для всестороннего развития личности, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.