ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АБАЯ КУНАНБАЕВА

Атапина Ульяна Павловна

Руководитель: Сейтқали Айкерім Өмірұзаққызы

.

.

Казахский просветитель, государственный деятель, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы и поэт Абай — Ибрагим Кунанбаев. Он внес огромный вклад в сокровищницу казахской литературы и культуры. Родился он в семье скотовода, 10 августа 1845 года в Семипалатинском уезде. Обучался в медресе, а затем русской школе.

Свою творческую деятельность Абай начал в юности со стихов и пения песен. Абай — лирический поэт. В его стихах воспевается идея объединения разрозненных казахских племен, необходимости изучения наук и приобретения профессии.

Абай внес в казахскую поэзию жанр дастана — эпоса или поэмы. Многие произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед.

Очень много поэтов сочиняют стихи, но отдельные лишь способны создать произведения, в которых внешняя красота гармонирует с внутренним содержанием, а Абай главную роль отводил идейному замыслу художественных произведений. Поэзия Абая лишена созерцательности, восточной умиротворенности, она полна жизни, исполнена постоянной тревогой за судьбу народа.

В 1882 — 1886-е годы Абай создал свои лучшие произведения. Он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий или философских трактатов своему народу. В 1933 была издана «Книга слов», куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения. Абай – душа казахского народа, а его «Слова назидания» стали ценным осмыслением сущности мира и людей. Голос Абая через столетие не теряет своей удивительной силы, поражает глубиной и многогранностью: «У наших отцов и дедов по сравнению с сегодняшним поколением, конечно, было меньше знаний… Но деды наши обладали такими двумя качествами, которыми мы сейчас никак не можем похвалиться. Это стремление к единству и забота о чести» (Тридцать девятое слово).

Абай выступает против невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других.С сожалением он пишет о том, что между людьми потеряно взаимное доверие, что среди них господствуют вражда и ненависть. «Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает людей, молодёжь всячески избегать этих пороков. Разум и труд — вот те основные моральные качества, которыми должен овладеть, по мнению Абаю, идеальный человек. Абай учил молодых людей находить свое место в обществе, жизни и свои знания направлять на то, чтобы помочь народу освободиться от невежества и бесправия. Назидания Абая и на сегодняшний день имеют большое воспитательное значение.

Абай достиг духовного совершенства, питаясь из трех источников: казахское устное народное творчество, поэзия Востока и образцы русской и европейской литературы. Эти три источника помогли ему стать великим поэтом, благодаря им он стал известным. Произведения Абая переведены на русский, узбекский, татарский, киргизский, турецкий, монгольский, китайский, чешский и многие другие языки. Его произведения считаются национальным, духовным богатством, гордостью казахского народа, достоянием всех тюркоязычных народов.

Абай – достояние всего человечества. Его поэзия – это поэзия вечности, поэзия мудрости, любви и верности. В исследованиях последних лет раскрыты философские искания Абая, определена его роль в духовном становлении нации. Осмысление наследия великого гуманиста, поэта, философа, просветителя Абая Кунанбаева продолжается. Его пламенные строки никогда не утратят своей силы и свежести, потому что Абай навечно с народом.

Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года — годом Абая во всём мире. Сейчас мы отмечаем уже 175 лет с рождения великого поэта Абая. Уже 175 лет мы слышим его поэмы, стихотворения и произведения, прислушиваемся к его идеализму жизни и пытаемся найти свой праведный путь!

 

Используемая литература:

  1. Интернет статьи
  2. Абай Кунанбаев. Избранные стихи. – А.-Ата,1985.
  3. Абай. Стихи. Поэмы. Проза. – Алматы, 2002.
  4. Абай. Двадцать стихотворений на трех языках. — Астана 2008.