Патриотическое воспитание студентов

Жетписов Рахимжан Тукенович
Заместитель директора по воспитательной работе
.
.
Патриотизм – это особое чувство, содержанием которого является любовь и преданность своему Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, желание сохранять культурные особенности, готовность подчинять свои личные интересы общим интересам страны, стремление служить родине, защищать ее.
 К сожалению, патриотическое воспитание среди подрастающего поколения казахстанцев оставляет желать лучшего. В 21 веке ценности, взгляды  на жизнь, приоритеты —  изменились, и далеко не в лучшую сторону.  Молодые люди не хотят служить в армии, полное отсутствие понимания долга перед страной;  не вкладывая усилия, хотят всё получить за короткий срок; не уважают и не стремятся разговаривать на  государственном  языке,  даже у нас в колледже преподавателям    казахского языка  некоторые студенты в открытую говорят  —  «я не понимаю», «придёт время и я выучу» и т. д.  Знание государственного языка   нужно каждому гражданину,  это очевидно. Тем более сейчас, когда в стране  вводится латинский алфавит. После перехода на новую графику казахский язык обретёт «второе дыхание», а страна получит больше возможностей в международном поле.   О каком патриотизме идёт речь, если мы так и не научились уважать государственный язык.
С  целью повышения патриотического воспитания перед праздником Защитника Отечества в колледже был проведён конкурс «А ну-ка, парни!», где произошёл такой досадный момент: студенты не смогли назвать фамилию дважды героя Отечественной войны, лётчика Талгата Бигельдинова. Этот факт натолкнул меня на мысль, что нужно создать концепцию патриотического воспитания, которая повысит уровень патриотического воспитания в колледже.  Наши студенты должны  гордиться великими личностями  —   какими были Абылай хан, Абай, Шокан Уалиханов,  Сатпаев,  Кунаев и другие, знали историю своей страны, изучали самобытную культуру народов Казахстана,  может после этого у них мнения поменяются
Особое значение идеи патриотизма приобретают в эпоху становления и развития наций и национальных государств, когда патриотизм перестает пониматься просто как нравственная ценность, показатель высокого морального духа общества. Он становится своеобразным фундаментом, который связывает различные социальные группы и слои общества в единое целое, поднимает их над личными интересами и превращает в мощную преобразующую и созидательную силу, способную обеспечить эффективное развитие общества.
В условиях современного общества проблема формирования патриотизма приобретает особую актуальность. При всех своих позитивных последствиях всеобщая глобализация, характеризующаяся не только интеграцией экономик и активизацией миграционных процессов, но и широким культурным взаимопроникновением, ведет к рационализации общественных отношений, девальвации духовных ценностей, забвению сложившихся веками культурных традиций, размыванию и даже утрате культурной уникальности народов, сужению сферы применения этнических языков.
Вспомним 90-е годы: распад СССР, пустые прилавки, несвоевременные выплаты заработной платы, смена ценностей, когда страна постепенно выходила из кризиса, уровень патриотического воспитания был очень низким. Основным оплотом патриотического воспитания в этот тяжёлый период оставались, пожалуй, только учебные заведения.
Нельзя не заметить, что в такой период основной удар приходится на  молодежь, которая, живя в открытом обществе, с одной стороны, имеет практически неограниченный доступ к различным информационным ресурсам, а с другой стороны, в силу своей социальной незрелости, не всегда способна критически переработать, осмыслить и оценить получаемую информацию.
Следствием этого становится гражданская  пассивность, потребительское отношение к государству, в котором нет места патриотизму, а известные слова Дж.Ф. Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее» могут вызвать у многих молодых людей только недоумение.
Таким образом, проблема гражданственности сегодня в той или иной мере стоит перед многими государствами и наша республика, будучи частью глобального мира, не является исключением. Однако для Казахстана она усугубляется тем, что сегодняшняя молодежь – это дети тех, кто социализировался и оформлялся как личность в период глубоких структурных изменений, связанных с разрушением старого общества и формированием нового, что сопровождалось глубоким мировоззренческим кризисом, в том числе кризисом гражданственности. А, как в свое время отмечал Ш.Монтескье, «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Специфику патриотическому воспитанию в Казахстане придает и такая его особенность, как  многонациональность. Поэтому сохранение внутриполитической стабильности и единства общества возможно только при условии формирования такого феномена как казахстанский патриотизм.
В этих условиях на учебные заведения возлагается особая ответственность не только за профессиональную подготовку будущих специалистов, но и за воспитание студенческой молодежи, формирование ее нравственных и гражданских качеств. Ведь от того, как будет личностно ориентирована молодежь, которая в обозримом будущем восполнит политическую и интеллектуальную элиту казахстанского общества, какие ценности культуры, истории составят ее мировоззренческое ядро, каков будет уровень ее гражданской ответственности,  зависит успешность развития казахстанского общества, реализация глубоких социально-экономических и политических преобразований. Поэтому сегодня как никогда актуально звучат слова великого Аль-Фараби: «Образование без воспитания может обернуться катастрофой».
Мировой опыт показывает, что программы воспитания, в том числе патриотического, дают необходимый позитивный эффект только в тех случаях, когда они, во-первых, носят системный характер, а во-вторых имеют четкое мотивационное обоснование.
Ее главная идея состоит в том, что основой формирования казахстанского патриотизма может стать изучение истории жизнедеятельности великих личностей, составляющих гордость страны:  учёные, писатели, поэты, политики, ветераны Великой Отечественной войны и т. д.
    Хочу предложить вашему вниманию концепцию патриотического воспитания, которая, я уверен, повысит уровень воспитанности  студентов, где  можно выделить основные направления работы:
  1. Великие личности в истории Казахстана.
  2. Историко-культурное наследие Казахстана.
  3. Краеведение.
  4. Основы правового воспитания.
  5. Экология и здоровье нации, воспитание экологической культуры.
Такой подход позволит  обеспечить преемственность и в определенной степени законченность всего воспитательного процесса, который начинается с первых дней обучения в учебном заведении, охватывает все учебные семестры и завершается на последнем курсе. 
Решение данной задачи будет успешным только в том случае, если сами кураторы будут обладать качествами патриота.
Полагая, что первичным субъектом воспитательного процесса в колледже  являются кураторы, для оказания им методической помощи надо  организовать  специальные семинары, а  Совет кураторов  должен  взять на себя функции координатора всей работы по патриотическому воспитанию.
Для того чтобы придать патриотическому воспитанию необходимую интерактивность, уйти от формализма и заорганизованности, активизировать самих студентов, нужно создать студенческий центр  «Жас Орда», который станет  подлинным лидером нашего студенчества.  
Какая конкретно должна вестись работа по концепции патриотического воспитания:
  1. Великие личности в потоке национальной истории.
Это направление обосновывается тем, что история любого государства наиболее ярко и впечатляюще представляется сквозь призму деяний его великих людей. Поэтому важнейшим истоком патриотизма может стать приобщение к славной истории своих великих предков. Таким образом, история жизнедеятельности великих личностей в истории Казахстана является одним из факторов формирования Нового Казахстанского Патриотизма.
  1. Культура, традиции и самобытность.
В основе мотивационного обоснования этого направления лежит идея о том, что историко-культурное наследие является в современном обществе интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Сохраняя и восстанавливая историческую память народа, оно объективно становится генетическим кодом нации, обеспечивающим ей место в общечеловеческой культуре.
  1. Краеведение.
Мотивационным обоснованием данного направления является понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к малой родине, к родному краю, к его истории, к его достижениям в прошлом и настоящем. Это делает краеведение мощным средством воспитания гражданских качеств личности.
  1. Основы Казахстанского права.
Это направление обосновывается тем, что целью правового воспитания в учебном заведении  должна быть не только профилактика правонарушений и передача специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности, но и формирование мировоззренческой составляющей личности, ее нравственно-правовых качеств, а именно высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности.  
  1. Экология и здоровье нации.
Мотивационным обоснованием данного направления является то, что решение экологических проблем и забота о здоровье нации не может быть делом только государства. Необходимо сформировать у каждого человека представление о его сопричастности к данной проблеме, о его мере ответственности как гражданина за свое здоровье и за экологическое будущее своей страны. Поэтому экологическое воспитание студентов может рассматриваться как составная часть патриотического воспитания.
В воспитательной работе нужно учитывать динамизм современного общества, с изменением которого меняется и человек, его способность к восприятию информации. А это означает, что те методы воспитательной
работы, которые были эффективны еще вчера, сегодня могут оказаться абсолютно бесполезными. Как говорил известный философ Френсис Бэкон, «кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Поэтому актуальнейшей проблемой воспитания Нового Казахстанского Патриотизма становится поиск и разработка инновационных технологий воспитательной работы.
Следует отметить,  что патриотическое воспитание в учебном заведении может быть в полной мере эффективным только тогда, когда существует оптимальное сочетание образовательной и воспитательной деятельности.
Таким образом, такая концепция  патриотического воспитания  позволит осуществлять патриотическое воспитание студенческой молодежи с учетом разнообразных как традиционных, так и инновационных форм и методов, разработанных современной педагогикой.