Развитие музыкально- ритмических способностей

Орёл Виктор Андреевич
Преподаватель по классу скрипки
.
.
Развитие чувства ритма у учащихся является одной из важнейших задач в обучении. Далеко не все обладают природным чувством ритма. Часто можно услышать о том, что чувство ритма поддается воспитанию весьма трудно.  Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания. Ритм- это сложное многосоставное понятие.
Существует три структурных компонента чувства ритма: 1. соотношение длительностей во времени. 2. Чувство акцента (метроритм) ощущение сильной доли. 3. Темпо-ритмическая музыкальная пульсация. Ритм, здесь, как художественная смысловая, образно-поэтическая категория.
Для того, чтобы у учащегося не возникало проблем при исполнении различных   ритмических фигур необходимо:
Прежде всего обогащать тезаурус (хранилище), (багаж музыкально ритмических впечатлений), путем знакомства и изучение различных ритмических комбинаций;
  1. Первостепенной задачей является научить ученика чередовать разные по величине длительности. (например: целая->восьмая)
  2. Дробление и суммирование. Длинная четверть +2 коротких восьмые-дробление. 2 коротких восьмые+длинная четверть- суммирование. Структуры состоят из соседей в ритмической шкале.
  3. Пунктирование- (пункт-точка)- удлиняет ноту на половину ее длительности. При изучении пунктирного ритма полезен французский счет- это когда за единицу счета выбирается самая мелкая длительность и укладывается во все остальные. Также полезен метод подтекстовки мастеров «Будь готов»-Г.Г. Нейгауз, «Шум лесов, пыль веков»-К.Н. Игумнов. «Амстердам»- Г.Г. Нейгауз.
  4. Триоль- группа из трёх нотодинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. При исполнении триолей следует подчеркивать первый звук из трех.
  5. Чувство метра. Метром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей. Метр величина постоянная, ритм- переменная. Мелодические структуры не всегда совпадают с тактовой конвой, в музыке Баха, в романтической. Вначале нужно уметь показать метр.
  6. Синкопа- «Мадмуазель синкопа постоянно пытается выдать себя за мадам раз, поэтому мадам раз должна защитить свою значимость соответствующим акцентом». Формальное тактирование всегда считалось антихудожественно. Перельман Натан Ефимович говорил: «Акценты- яд. В малых дозах-целительны, в больших смертельны». Этим он хотел сказать, что при занятиях необходимо подчеркивать смещение доли, а при исполнении не всегда, только если того требует замысел композитора.
  7. Темпо-ритм. Правильный выбор единицы пульсации. Темповый стержень должен быть устойчив, все возможные accelerando, ritenuto допустимы, но при этом нужно помнить совет Артура Тосканини: «змея тосканини-всегда близко, всегда рядом, возвращаясь».
  8. Темп rubato (короткое отклонение от темпа и его возращения «rubato»-красть). Для rubato должны быть причины в тексте. Поэтому это интеллектуальное решение.
  9. Оттяжки. Многие исполнители злоупотребляют оттяжками, по моему мнению- это характерно только для некоторых стилей музыки, но и в них иногда излишни. Надежда Иосифовна Голубовская называет оттяжки ритмической изоляцией.
Г.Г.  Нейгауз пишет «о типичных недостатках в области метра и ритма»:
  1. Проблемы с пунктиром. Пунктир из квадратного превращается в триольный, где длинная нота-сокращается, а короткая- удлиняется.
  2. Трудности с исполнением не соседних длительностей по ритмической шкале.
  3. Crescendo сопровождается accelerando, а diminuendo — ritenuto.
  4. Торопят мелкие длительности. Переход к мелким длительностям- провокация к ускорению темпа.
  5. Не умение начать в нужном темпе. В таких случаях нужно представить отрывок в более показательном ритмическом отношении.
  6. Паузы и ферматы- точно выдержаны. Дирижирование, счет вслух без игры, игра в унисон на 2 инструментах.
Над ритмом следует работать постоянно, начиная с первых уроков. Необходимо постоянно контролировать и усовершенствовать приобретенные навыки.
Литература:
1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.,М.-1987
2. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве