Развитие творческих навыков учащихся на уроках народного танца

Амирханова Мадина Тулеубаевна

Преподаватель специальных дисциплин

.

.

Аннотация.

В данном докладе описано  поэтапное ведение урока Народного танца.

 

Нельзя выучить человека

 танцевать по настоящему,

 это он только сам может.

(Джером  Дэвид Сэлинджер).

 

         Народный танец – это красочное яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец  может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился. Народный танец, является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль, а так же любые изменения в социальной экономической и политической сферах. Стоит отметить, что в создании и эволюции народного танца были вложены опыт, талант и фантазия не одного поколения. Танцевальные формы  народной хореографии оттачивались как искусство временем и с каждой эпохой приобретали художественную ценность и законченность, двигаясь к совершенству.

      Народный танец. Невозможно спутать ни с одним другим видом танца. Он передается этнически и генетически от поколения к поколению, независимо от веры и национальности. Поэтому не удивительно, что мотивы народного танца душа пускается в пляс. Каждый народ имеет танец, характерный только для него. Он отличается манерой исполнения, техническим наполнением, настроением, музыкой, костюмами. Все эти традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.

      Главная особенность народного танца, как уникального явления заключается в том, что не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколение. И на уроках, я стараюсь соблюдать все структурные элементы, для развития творческих навыков учащихся в области народного танца. И одним из главных целей урока, является формирование двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко без напряжения передавать палитру народного танца.

       Урок народного танца выстраивается по принципу от простого к сложному. Постепенно из отдельных элементов, движений складывается учебные комбинации. Новые движения разучиваются, как правило лицом к станку, исполнение того или иного упражнения. А это развивается методами как:

— метод танцевального показа

-метод устного изложения, комментирование, корректирование. Формы устного изложения: информация, рассказ, беседа, лекция.

— метод упражнений и заданий.

-метод танцевально-практических действий, индивидуальные, групповые задания.

-метод познавательной деятельности, иллюстративно — объяснительный. Все эти методы способствуют к развитию творческих навыков учащихся.

       Прежде, чем приступить к изучению той или иной народности, я использую принцип наглядности. Это и просмотр видео материала, где наглядно можно увидеть манеру исполнения танца, национальный костюм, специфический музыкальный материал, технику исполнения. Учащиеся,  анализируя увиденное, развивают свой кругозор. Наглядность необходимо еще и потому, что знания и умения,  основанные на наблюдениях, являются более глубокими и прочными. И являются развивающим на пути к творческим способностям. Следующим этапом, является исполнение учащимися. Ряд движений, которые повторяются и оттачиваются, каждый урок. Где добавляются характерные движения – определяющие национальный колорит народного танца, а так же  эмоциональное настроение. Надо стараться добиваться уже при изучении экзерсиса у станка. Которая должна проходить систематично. Экзерсис у станка формирует танцевальную память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая танцевальные возможности. Учащиеся приобретают навыки овладения устойчивости в танце. Навыки перенесения центра тяжести с ноги на ногу. Координацию движения рук, ног, головы. Умение держать спину и голову во время любых вращений.              Экзерсис у станка народного танца интересен и сложен тем, что в изучении упражнений добавляются элементы характерных движений, которые раскрываются, через эмоциональное исполнение. Добиваясь эти качеств на уроке, учащиеся приобретают профессиональные навыки.

       Зная методику исполнения движений у станка, на этом этапе учащиеся начинают свои первые творческие работы.  Где нужно составить учебно — танцевальную  комбинацию. Выбрав характер и музыкальный материал. При составлении комбинации обязательно придерживаться основных принципов. Это

— принцип физической нагрузки. Этот принцип предполагает знание биохимики каждого упражнения экзерсиса, в котором  определенная группа мышц и суставов работают как более и так и менее активно. Целесообразно исполнить упражнения по два и несколько раз.

— принцип музыкальности при подготовки к уроку необходимо предварительная подготовка преподавателя и концертмейстера. Это поможет избежать неточности музыкального оформления экзерсиса. Важно сохранить темп, ритм урока. Суть этого принципа не ограничивается только подбором качественного музыкального материала, раскрытием характера упражнения, хотя это немаловажно. Музыкальность учебной комбинации будет заключаться в ее ритмическом и динамическом рисунках. Комбинация не должна быть монотонной, она строится с учетом динамической оценки музыки, ее ритмической основы.

— принцип орнаментальности. Здесь очень важно чувство меры, так как увеличение танцевальными элементами у станка может привести к потере танцевальной культуры. А главное в комбинации чистота исполнения упражнения и методическая грамотность.

— принцип композиционной динамики позволяет организовать упражнение в комбинации так, что бы оно имело целостность ступени развития, кульминацию. Отсюда возник принцип завершенности. Сочиняя комбинацию, важно думать не только о том как ее начать, но и как закончить. Поставить логическую точку. Комбинация может быть завершена в исходной позиции, перейти в последующую комбинацию. Все эти принципы важны для следующего этапа урока, и развитие творческих навыков учащихся – это комбинации на середине зала. В которые входят комбинации с использованием и развитием основных движений народно – сценического танца, а так же изучение народностей, где комбинация становится мини танцем. Движения повторяются несколько раз, так как первоначальное выполнение любого, а особенно сложного упражнения весьма затруднено, как в координации, так и в качественном отношении. Однако при дальнейшем повторении,  упражнение выполняется все более легко, правильно и быстро. И на определенной стадии, доходит до автоматизма. И поэтому на уроках, уделяется внимание повторам движений, которые в дальнейшем  перерастают в качество исполнения. На этом этапе учащиеся составляют комбинации на середине зала по пройденному материалу. Самостоятельно, но под постоянным контролем преподавателя.

        В самостоятельной работе учащиеся развивают в первую очередь те саамы творческие – балетмейстерские способности, которые очень важны в будущей профессии. Развивается ораторское искусство, так как объяснение определенных движений, составляет целое с принципом наглядности. И по моему мнению, что в самостоятельной работе, раскрываются не только творческие способности учащихся, но и развивается личность учащегося.

        Заключительной частью урока, является этюдная работа учащихся. К ней переходят пройдя все ступени творческих работ. Этюды развивают сочинительский дар, заставляют работать воображение. В своих работах студенты могут проявить фантазию, выдумку, изобретательность. В этой заключительной части урока изучаются факторы, повлиявшие на манеру и характер исполнения, композицию и музыкальное сопровождение тех танцев, которые бытуют в конкретно взятой для изучения стране. Любой народный танец, вбирает в себя образное начало, суть характера того или иного народа, выражает его дух, углубляет черты характера. Каждый регион, каждая страна и входящие в нее округи отличаются друг от друга географическим положением, а отсюда следовательно, климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которой является народное художественное творчество. Вся работа над  этюдами проводится под постоянным контролем преподавателя, направляющий этот процесс замысла до его конечного воплощения – актерского мастерства. Работа эта ведется от простых физических действий, до построения сюжетных этюдов, с фабулой, выраженной мизансцене, с четкой графикой пластического текста. В начале мы выполняем простые этюдные работы. А затем они обретают танцевальную форму. Этюд  является незаконченной формой хореографического произведения, но строится по всем  правилам композиции танца. И чем больше фантазии, творчества  проявит учащейся, тем его работа будет оригинальней, музыкальней, незабываемой. Самим исполнителям будет интересней  танцевать поставленную работу. 

         Таким образом, учащейся пройдя все ступени,  приобретает творческие навыки. И мне хотелось бы вернуться к первоначальной цитате своего доклада: «Нельзя выучить человека  танцевать по настоящему, это он только сам может». Что только большое желание и даже любовь к выбранной профессии может быть двигателем творческого мышления.