Развитие творческой личности обучающихся посредством игровых технологии

Дитаева Динара Мейрамовна

Преподаватель спецдисциплин «Дошкольное воспитание и обучение»

.

.

В современных условиях в обучении  всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для образования, реализуемого в классно-урочной системе с присущими ей рационализмом и авторитаризмом, с трудом совместимой со свободным характером игры, традиционным остается представление об учении как тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.Для повышения теоретического уровня преподавания спец дисциплин необходимо усиление познавательной активности обучающихся.                                                                                                           Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным, разнообразным и интересным для обучающихся. Время, в котором мы живем, выдвинуло перед средним профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Я часто использую на своих уроках игровые технологии обучения, поскольку предмет является новым для студентов, начиная знакомство с предметом, на обучающихся обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Гуманистическое понимание задачи образования, связанной с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности  обучающихся, приобретение ими черт идентичности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Согласно нашему исследованию, каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры. Важной задачей образования становится развитие у  обучающихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения. Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности  обучающихся — потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, экзистенциальной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально на путях использования игровых технологий в обучении. Теоретические представления о дидактических возможностях игры нашли отражение в поисках педагогики, согласно которой, развитие ребёнка обусловлено природосообразностью, культуросообразностью и свободосообразностью. Аналогия развития ребёнка с развитием «человеческого рода» отражалась в идеях дидактической игры как игры-драматизации, разыгрывания-представления, позволяющих прожить, воспроизвести прошлое, приобщиться к социальному опыту человечества. Согласно исследованиям социальных психологов (Д.Мид, Э.Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребёнком социальных установок, приобретения социальной компетентности.                                                                                                   

Игра по своей природе синтетична, она востребует рациональную, иррациональную, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Обладая свободным характером, игра в непринуждённой, ненавязчивой форме,  непроизвольно способствует освоению знаний, пониманию фактов, событий, процессов, приобретению умений, навыков, способов творческой деятельности, содействует развитию творческих способностей  обучающихся, осуществляет функцию психолого-педагогической коррекции.      Из сопоставления современного состояния методики обучения  взглядов философов, педагогов, психологов на функции игры в обучении и воспитании ребёнка вытекает основное противоречие между потребностями современной методики обучения  в освоении инновационных технологий и традиционной системой преподавания, которое конкретизируется в следующих частных противоречиях между: когнитивно-ориентированным массовым обучением и потребностью в личностно-ориентированном образовании; традиционной методикой преподавания, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и потребностью в развитии личности человека, реализующего свои творческие способности; несвободным характером обучения, направленным на развитие внешней мотивации, и потребностью развития личности обучающегося, обладающего внутренней мотивацией и нравственно-волевой регуляцией познавательных мотивов.     Изучение современной методической литературы, посвящённой учебной игре, позволило сделать выводы об общих условиях эффективности использования игровых технологий:                                                                             

• свободное включение в игру;                                                                                          

• доступность содержания игры для её участников;                                                       

• принятие всеми участниками игры её правил, корректное поведение всех участников игры во время её проведения;                                                                          

• игры не должны быть откровенно назидательными, дидактическими;                           

• по окончании игры, всё действие тщательно анализируется, причём студенты должны принимать в нём самое активное участие, на равных с преподавателем;                                                                                                                   

• игра воздействует на весь спектр личности обучающихся;                                                  

• игра должна быть красиво и эстетично оформлена.                                             

Для анализа эффективности и результативности была разработана теоретическая модель опытно-экспериментальной работы. Она включала в себя определение дидактического смысла и назначение игровых технологий ;

• обоснование концептуальных особенностей игровых технологий в обучении;                                                                                                                             

• классификационные параметры игровых технологий в обучении;                                  

• выявление методических особенностей игровых технологий, в зависимости от возраста обучающихся и изучаемых учебных курсов;                                                           

• определение и изложение правил игры;                                                                                    

• выявление условий эффективности игры, способы создания ситуации успеха для обучающихся;                                                                                                              

• рассмотрение особенностей поведения участников игры и способы его коррекции;                                                                                                                           

• характеристика особенностей и роли в учебной игре игрового коллектива, включая клубные коллективы;                                                                                              

• характеристика экспериментальной базы данных и её особенностей;                               

• определение этапов педагогического эксперимента и его блоков (подготовительный, проектировочный, формирующий);                                                                                 

• разработка критериев результативности использования игровых технологий в обучении.

Так игры-упражнения способствуют укреплению и развитию знаний, умений, навыков. Имитационно-моделирующие игры содействуют совершенствованию системы способов умственных действий, выполняют психокоррекционную функцию. Ролевые игры, игры-драматизации способствуют развитию воображения. Поисковые игры развивают навыки работы с источниками. Театрализованные представления развивают эмоционально-нравственную сферу личности, способствуют развитию креативности.