Симфоническое творчество Й.Гайдна

Сложеникина Марина Владимировна
.
.
Цель:      Изучение традиций венской классической школы XVIII века на примере 
                творчества Й. Гайдна.
Задачи:  Образовательные  изучение творчества Й. Гайдна как основоположника
  классического сонатно-симфонического цикла.
Развивающие           развитие интеллектуальных способностей учащихся
 среднего школьного возраста, привитие навыка    
 сравнительного анализа особенностей творчества
 композиторов разных эпох и стилей.
Воспитательные  – воспитание уважения и любви к классической
                                  музыке, развитие творческой активности учащихся     
  как важной составляющей духовно-нравственного  
  воспитания личности.
                                   
Тип урока: комбинированный
Вид урока: путешествие
Методы:
  • аналитический
  • аудиальный
  • вербально-коммуникативный
  • визуальный
  • дедуктивный
  • индуктивный
  • мнемотехника
Принципы:
  • единства обучения, развития, воспитания
  • постепенности
  • доступности
  • повторения
Межпредметные связи: музыка, история, литература, география, исполнительское
                                         мастерство, компьютерные технологии
Формы работы: коллективно-индивидуальная
Оборудование:   интерактивная доска (Activ Inspire), media ресурсы
 
Ход урока
  • Организационный этап
  • Мотивация
  • Контроль полученного ранее материала (фронтальный опрос, блиц с использованием интерактивной доски, музыкальная викторина)
  • Новый материал (с использованием media ресурсов)
  • Домашнее задание
Мотивация
Сегодня я предлагаю всем присутствующим стать участниками небольшой экспедиции в прошлое, в эпоху классицизма.
Итак, наш класс – это виртуальная машина времени, которая на период урока перенесет нас в XVIII век – век великого австрийского композитора, основоположника венской классической школы Йозефа Гайдна.
Пассажиры  нашей машины времени – это гости, присутствующие здесь, а управлять ею будут учащиеся 5 класса, которые, я надеюсь, станут для всех достойными навигаторами в нашем путешествии.
Машина времени переносит нас в  XVIII век – эпоху классицизма, страну, где родился Й. Гайдн.
Структура
 
  1. Опрос по темам: «Классицизм», «Жизненный и творческий путь
 Й. Гайдна», «Творчество И.С. Баха», «Сонатная форма», «Сонатно-
 симфонический цикл»
    Вопросы и задания
 
  1. Что такое классицизм?
  2. Объяснить разницу в понятии «классицизм» и «классический»
  3. Почему великих композиторов Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками?
  4. Годы жизни Й. Гайдна (страница 1)
  5. Родина Й. Гайдна (страница 2)
  6. Место рождения Й. Гайдна (страница 3)
  7. Отличительные особенности музыки Гайдна?
  8. В каких жанрах писал Й. Гайдн?
  9. Расскажите о занятиях с Никола Порпора (страница 4)
  10. Фамилия венгерского князя, предложившего Гайдну работу в 1761 году
  11. Сколько лет и в качестве кого проработал Гайдн в капелле князей Эстерхази? (страница 5)
  1. В какую страну Гайдн совершил две концертные поездки? (страница 6)
  2. Какое название получили 12 последних симфоний композитора? (страница 6)
  3. Какой университет присвоил Гайдну почётную степень доктора музыки? (страница 7)
  4. Назовите монументальные  произведения, написанные Гайдном в 1799 и  1801 годы, и ставшие последними в творчестве композитора
  5. Выполните задание по творчеству Гайдна и Баха (страница 8)
  6. Высшая форма полифонической музыки – это?
  7. Как называется высшая форма гомофонно-гармонической музыки, её  
 определение?
  1. В чём заключается сходство и различие между фугой и сонатной формой?
  2. Выполните задание по сонатной форме (страница 9)
  3. Как называется цикл, который сформировался в инструментальной музыке
      эпохи классицизма?
  1. Выполните задание по сонатно-симфоническому циклу (страница 10)
  1. Симфоническое творчество Й. Гайдна
 
  1. Общая характеристика симфонического творчества Й. Гайдна
 
Гайдна очень часто называют «отцом» симфонии и квартета. До него было создано немало подобных произведений, но только в его творчестве эти жанры стали классическими.  А симфонии окончательно оформились в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей, каждая из которых имеет свой характер и строение. Правда иногда, композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя частями (в ранних симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49  начинается скорбным adagio).
    III. Домашнее задание
 
  1. Общая характеристика симфонического творчества Й. Гайдна
  2. Повторить строение сонатно-симфонического цикла
Литература для дополнительного чтения:
 …