Возрастающая роль философии в образовании

Сасыкова Альбина Равильевна
Преподаватель общественных дисциплин
.
.
«Образование, которое не в состоянии принять во внимание фундаментальные вопросы человеческого бытия – вопросы о смысле жизни, природе истины, красоте и справедливости, все те, которыми занимается философия – это очень неполноценное образование». Гарольд Таймус
Если мы обратимся к классическому определению образования, которое дано в педагогике, то мы увидим, что это есть процесс овладения знаниями, умениями и навыками, формирования моральных качеств и творческих способностей личности. Эта длительная эволюция человеческого существа не может быть ограничена ни пребыванием в учебном заведении, ни методиками и программами, ни требованиями авторитетных источников. Качество обучения зависит от степени усвоения материала, которое невозможно без осмысления, а осмысление в свою очередь развивает мировоззрение, которое складывается в течение всей сознательной жизни. Именно мировоззрение как целостное представление о мире и о себе определяет круг интересов и жизненный выбор.
Древнегреческий мыслитель Сократ первой ступенью философствования выдвигал требование дельфийского оракула «Познай самого себя», потому что человек не сможет адекватно думать о событиях и использовать полученные знания, если он не дает себе отчета о целесообразности своих действий и мыслей. Ученик должен быть морально подготовлен к тому, чтобы выйти за пределы обыденного восприятия, абстрагироваться от собственных желаний и принять сторону истины, а не выгоды, чтобы стать по-настоящему мудрым.
Проблемы назначения человека, его места в мироздании, происхождения вселенной, смерти и бессмертия – эти фундаментальные вопросы философии стали предпосылкой всех дальнейших исследований, как в области естествознания, так и искусства, политики, истории, стали основой любого теоретического анализа действительности. Систематизация накопленных эмпирических данных, разработка универсальных понятий, категорий, законов, принципов, методики изложения способствовали просвещению и прогрессу науки.
«Философия – это не просто мировоззрение. Она есть вместе с тем и наука. Она апеллирует к разуму, к логической доказательности и опытной достоверности своих суждений. Философия в этом смысле есть способ легитимации науки, научного знания, рациональности. Без нее образование может быть каким угодно, но оно не будет ни современным, ни высшим».[1]
В современном обществе важно научить, не только постоянно пополнять запас знаний, но и  быстро реагировать и адаптироваться в условиях рыночной экономики, постоянно самосовершенствоваться, чтобы найти себе перспективную работу и в своих взглядах соответствовать темпу цивилизации. Интенсивное освоение природы, космоса, открытие микромира, стирание этнических границ требуют нового космополитического видения мира. Угроза экологической катастрофы, терроризма, нивелирование ценностей, возрастающая конкуренция и унификация в социуме делают актуальным привлечение молодых людей к обсуждению проблем сохранения мира на земле, глобализации, отчуждения, суицида, одиночества, ведь само рассмотрение этих проблем, их публичное освещение уже способствует их частичному решению. Ученик не только разбирает истинные мотивы и последствия, но и сам перестает быть отчужденным и равнодушным.
Как полагал Дьюи, по образованию и обучению можно судить об истинности и своевременности всех открытий научного сообщества, всех философских поисков, ведь если дети растут в бездушном обществе, все социальные преобразования теряют всякий смысл, они так и останутся инфантильными, примитивными потребителями.
В западной педагогике образование – это сложный путь субъективного роста, самоопределения, отражающего все психологические, общественные, исторические факторы, начиная с традиций и правил, заканчивая индивидуальными особенностями характера и обстановкой в семье. Поэтому следует оставить догматический спекулятивный подход, рассматривающий обучение как механическое накопление сведений, условного закрепления знаний на практике. В США свыше двух тысяч источников (статей, учебников, научных исследований) посвящено проблеме интегрального системного образования как философского феномена.
Фридрих Энгельс писал: «Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме учения предшествующей философии»[2]
Еще в древних школах Греции, Индии, Китая, малой Азии моральная и интеллектуальная подготовка слушателей начиналась не с изучения математики, астрономии, медицины, оптики, а с физического труда, размышлений в одиночестве и обета молчания. Это приносило свои плоды – энциклопедизм, остроту ума, наблюдательность, чуткость. Такие ученые, как Пифагор, Архимед, Теофраст, Демокрит, Галилей, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский, Лейбниц, Ньютон, Кант уделяли время не только эксперименту и расчетам, но и пытались понять  первопричины и внутреннюю логику, гармонию явлений, задавались извечными вопросами о первоначалах, изменчивости, взаимообусловленности и взаимосвязи всего сущего.
В программе ЮНЕСКО в области философии сказано, что она способствует развитию свободного гражданина, а это чрезвычайно актуально для понимания основ прав и свобод личности, мышления, этических предпочтений, которые будут неподвластны догмам и «непререкаемым» истинам. Философия стимулирует такие качества, как независимость и открытость суждений относительно своего положения и положения своих близких, а  это, в свою очередь ведет к умению критически, осознанно подходить выбору между действием и бездействием (пункт 14).[3]
Таким образом, очевидно, что популяризация философских дискуссий и размышлений крайне важна для воспитания молодежи в обществе, насыщенном информацией, технологиями, унифицированным отношением к жизни. Учащиеся не только формулируют и озвучивают свою гражданскую позицию, знакомятся с научной методологией, цитируют высказывания древних мыслителей, но и начинают осознанно двигаться к своим целям.
В завершении хотелось бы привести положения Парижской декларации по философии, принятой 15 – 16 февраля 1995 года[4]:
  1. Рассматриваемые проблемы носят универсальный характер для жизни и самого человека
  2. Философский анализ может и должен способствовать взаимопониманию и решению вопросов, касающихся взаимоотношений между людьми
  3. Философский опыт позволяет каждому научиться мыслить независимо
  4. Философия готовит каждого человека к тому, чтобы принять на себя ответственность за решение серьезных проблем современного мира
Список использованной литературы:
  1. Гусейнов А. А. «О месте философии в системе высшего образования» // Вестник Российского философского общества №2 2000 год
  2. Дианова В. М. «Инициативы ЮНЕСКО в области совершенствования и развития философского образования//Философия образования: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. Вып.2., М., Спб., Праксис, 2011. с.83 – 93
  3. «Диалектика природы» // Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 20, стр. 366 – 372
  4. Дж. Найт «Философия образования». Перевод Бахтина М. В., Спб., «Анима», 2001. 244с.
  5. Меморандум о программе ЮНЕСКО  в  области  философии (24 июня 1946 г.) Цит  по: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001386/138673r.pdf                           
Аннотация
В данной статье автор пишет о важности изучения философии в современном и противоречивом мире. Знакомство с наследием древних мыслителей, осмысление и обсуждение актуальных философских вопросов имеет определяющее значение в формировании мировоззрения, критического отношения к происходящим событиям, гражданской и нравственной позиции. На это обращают внимание представители педагогической науки всего мира и такие международные организации, как ЮНЕСКО.
Бұл мақалада автор қазіргі қым-қиғаш әлемде философиялық пәлсапаны оқытудың маңызы туралы жазады. Адамгершілік, азаматтық сезімді оятуда, дүниетанымның қалаптасуына, өмірге сыни тұрғыдан қарауға ертедегі ойшылдардың асыл мұрасын оқып, танысу бүгінгі жастар үшін аса маңызды орын алатындығы туралы баяндалды.
         Дүние жүзінің педагогикалық ғылымдарының өкілдері осы мәселеге ерекше көңіл бөліп отыр және ЮНЕСКО сияқты әлемдік ұйым қолдау көрсетуде.
The author writes about importance of philosophy study in a modern and conflicting world. Introduction with heritage of ancient thinkers, understanding and discussion of actually philosophy questions has the defining meaning to form world outlook, critical thinking to the happening events, civil and moral position. Representatives of pedagogical science of all over world and such international organizations as UNESCO pay attention.
[1] Гусейнов А. А. «О месте философии в системе высшего образования» // Вестник Российского философского общества №2 2000 год
[2] «Диалектика природы» // Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 20, стр. 366 — 372